Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа
Главная » 2011 » Июнь » 7 » Средний советский танк Т-54
08:29
Средний советский танк Т-54

Средний советский танк Т-54.

Танк Т-54Еще в 1944 году, когда серийно выпускался танк Т-44, конструкторское бюро А. Морозова в Нижнем Тагиле получило задание приступить к разработке новой боевой машины. Учитывая короткие сроки, отведенные на проектно-конструкторские работы (серийный выпуск новых танков планировалось начать во второй половине 1945 года), было принято решение взять за основу корпус существующего Т-44, усилив его лобовое бронирование до 100-мм.

В 1945 году был изготовлен опытный образец новой машины (объект 137). В отделении управления было изменено расположение приборов наблюдения механика-водителя. Вместо смотровой щели в лобовой плите корпуса непосредственно перед люком появились два перископа. Такое решение положительно сказалось на прочности передней верхней плиты и улучшило обзор местности с места механика-водителя. Наиболее существенным изменениям подверглось силовое отделение. Вместо старого дизеля В-2 на машине была установлена его модернизированная модель В-54 V-образный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения мощностью 520 л. с.

Танк Т-54

Запуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера, но возможен был и аварийный пуск с помощью сжатого воздуха. Силовая передача осталась такой же, как и на Т-44, но с планетарным механизмом поворота. На Т-54 сохранилась и ходовая часть его предшественника. Увеличение массы до 35,4 т не повлекло за собой необходимости усиления торсионных валов. Удельное давление на грунт также изменилось в допустимых пределах.В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, в следующем году началось его серийное производство. Уже теперь, по прошествии десятилетий, можно с уверенностью сказать, что в то время, когда Т-54 поступил на вооружение частей Советской Армии, он значительно превосходил все существовавшие машины своего класса.В 1951 году была установлена литая полусферическая башня без обратных скосов с улучшенным уплотнением погона и устройство для крепления минного трала. Модель Т-54 образца 1951 года получила распостранение за пределами СССР и производилась по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае. После проведенной модернизации танк получил пушку Д-10ТГ с эжектором вблизи дульного среза и стабилизатор пушки в вертикальной плоскости "Горизонт", что позволило увеличить точность огня.

Танк Т-54

Был введен также автоматизированный электропривод поворота башни с двойным управлением от наводчика и командира. Наведение пушки в вертикальной плоскости стало осуществляться с помощью электрического привода. Боевая масса танка незначительно возросла. Модернизированная таким образом машина получила обозначение Т-54А. Постепенно до уровня Т-54А были доведены все Т-54. В новой модели танка наводчик располагал модернизированным прицелом-дальномером ТШ-2А-22. На машине стала применяться активная система ночного видения, которая при необходимости устанавливалась вместо снимавшихся перископов.

Танк Т-54

Т-54А мог преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров, хотя процесс подготовки занимал довольно много времени. Для откачивания воды, которая могла проникнуть в корпус машины, предусматривался водяной насос. Воздух к двигателю и в боевое отделение подавался по трубе, которая монтировалась на башне, а в обычных условиях хранилась в сложенном виде на корме. Герметизация силового отделения вела к перегреву двигателя, что ограничивало ширину преодолеваемых водных преград до 1000 м. Повышение безопасности экипажа обеспечивала новая полуавтоматическая система пожаротушения. Благодаря сети тепловых датчиков о пожаре становилось известно в самые короткие сроки - система автоматически сигнализировала о возникновении очага пожара, после чего механик-водитель вручную приводил в действие систему тушения огня.

Танк Т-54

В 1956 году на вооружение был принят танк Т-54Б, оснащенный друхплоскостным стабилизатором вооружения СТП-2 и штатной системой ночного видения. Если механику-водителю приходилось заменять один из своих перископов на прибор ночного видения, то командир танка и наводчик располагали комбинированными дневно-ночными приборами наблюдения В качестве стандартного оборудования появился инфракрасный прожектор. Башню оборудовали вращающимся поликом. Изменения по сравнению с предыдущей модификацией касались лишь внутренней части машины и были вызваны установкой стабилизатора и связанных с ним агрегатов. Стабилизированная 100-мм пушка получила обозначение Д-10Т2С.

Танк Т-54Б

В 1952 году был создан и спустя два года принят на вооружение ОТ-54 (огнеметный) с боевой массой 36,5 т. На нем вместо спаренного с пушкой пулемета устанавливался автоматический пороховой огнемет АТО-1. Из-за резервуара на 460 л огнесмеси боекомплект пушки Д-10Т сократился до 19 выстрелов Танк мог произвести 20 огневыстрелов по 20 л на дальность 160 м.Модернизированные Т-54М получили лазерный дальномер, новые ночные и дневные приборы прицеливания и наблюдения, стабилизатор вооружения "Циклон-М", гирополукомпас, двигатель В-55В мощностью 580 л. с., системы противоатомной защиты и противопожарного оборудования, а также термодиффузионную дымовую аппаратуру.
В 1949 году на базе танка Т-54 изготовили самоходную артиллерийскую установку СУ-122/54. Ее полностью закрытый корпус был сварен из броневых катаных плит. 122-мм пушку впервые в советском танкостроении снабдили эжектором. Интересной особенностью было использование 14,5-мм пулеметов КПВТ в качестве зенитного и спаренного с пушкой. В состав экипажа входили два заряжающих. СУ122/54 была принята на вооружение в 1954 году и выпускалась с 1955 по 1977 год. На базе Т-54 создали бронированный тягач БТС-2 (1951 г.), самоходный кран СПК-12Г (1961 г.) и мостоукладчик МТУ (мостоукладчик танковый универсальный).

СУ-122/54

С 1947 по 1958 год выпущено около 17000 Т-54 всех модификаций. Эти машины состояли на вооружении в армиях стран - участниц бывшей организации Варшавского договора. Кроме того, они поставлялись в Албанию, Конго, Египет, Эфиопию, Финляндию, Гвинею, Анголу, Гвинею-Бисау, Индию, Лаос, Северную Корею, Ливию, Мали, Марокко, Мозамбик, Монголию, Никарагуа, Нигерию, Пакистан, Сомали, Судан, Сирию, Уганду, Вьетнам, Йемен, Югославию, Афганистан, Алжир, Бенин, Центрально-Африканскую Республику, Того, Ирак, Замбию и Зимбабве.
Как ни один другой танк послевоенного периода, Т-54 имеет богатую боевую биографию. В составе египетской и сирийской армий Т-54 участвовали в арабо-израильских войнах 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. В 1971 году они воевали в составе индийских войск против пакистанцев. В 1980-1988 годах Т-54 участвовали в боевых действиях на ирано-иракском фронте. Во время сомалийско-эфиопского конфликта в 1978 году Т-54 находились на вооружении обеих сторон. В начале 70-х годов Т-54 широко применялись Народно-освободительной армией ДРВ против американцев и войск Южного Вьетнама, а в 1979 году отражали вторжение китайских войск.

Танк Т-54

Характеристики среднего танка Т-54/Т-54Б

Боевая масса, т 36,5
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9000
ширина 3270
высота 2400
клиренс 425/468
Броня, мм
лоб корпуса 100
лоб башни 115-190
Вооружение:
  Т-54 100-мм нарезная пушка Д-10Т; два 7,62-мм пулемета СГ-43; 12,7-мм пулемет ДШК-М
Т-54Б 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; два 7,62-мм пулемета СГМТ, 12,7-мм пулемет ДШК
Боекомплект:
  34 выстрелов, 3500 патронов калибра 7,62-мм, 200 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель В-54/В-54Б, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 520л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,81
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 400
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,70
глубина брода, м 1,40

Модификации танка Т-54:

  • Т-54 (1946). 100-мм нарезная пушка Д-10Т, спаренная с пулеметом СГ-43, два 7,62-мм курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Прицел ТШ-20 с 4 кратным увеличением. Двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Планетарные, двухступенчатые механизмы поворота. Лопастные гидроамортизаторы на передних и задних узлах. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром и имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом (вместо гребного на Т-34 и Т-44). Углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.
  • Т-54 (1949). Новая форма башни, заман (обратный скос броневого листа в нижней части башни танка или иной боевой машины) сохранили только в кормовой части. Один курсовой пулемет в отделении управления вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580-мм (вместо 500-мм). Толщина ВЛД уменьшена с 120-мм до 100-мм.
  • Т-54 (1951). Новая полусферическая башня. Прицел ТШ2-22 с переменным 3, 5 и 7-кратным увеличением, изменена конструкция гитары.
  • Т-54А. Пушка Д-10ТГ со стабилизатором в вертикальной плоскости (СТП-1 «Горизонт»). Эжектор для продувки ствола от пороховых газов после выстрела. Прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1.
  • Т-54Б. Пушка Д-10Т2С со стабилизатором СТП-2 («Циклон») в двух плоскостях наведения. Инфракрасные ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11 с прожектором Л-2, смонтированным на орудийной маске и ночной прибор командира, спаренный с прожектором ОУ-3 на командирской башенке. Вращающийся полик боевого отделения. Оборудование для подводного вождения. Запас возимого топлива возрос до 1212 л, а запас хода танка — до 430 км.
 
Просмотров: 1164 | Добавил: Darkelf
Всего комментариев: 1
1  
Мой таракан тараканище!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz