Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-2

Тяжелый танк ИС-2Танк был принят на вооружение Красной Армии в конце 1943 года и производился серийно с 1943 по 1946 год. Он представляет собой модификацию танка ИС-1 с вооружением, усиленным за счет установки весьма мощной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом. Новая боевая машина обладала всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. В ходе испытаний при стрельбе по трофейному немецкому танку Т-V "Пантера" с расстояния 1500 метров снаряд танковой пушки пробил лобовую броню и, не утратив еще своей энергии, прошил все внутренности "Пантеры", вышиб по швам сварки броневую плиту на корме и отбросил ее от машины. ИС-2 снабжались радиостанцией 10-РК-26, прицелами ТШ-17, ПОП. Начиная с 1944 года на них стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Всего было выпущено 3750 ИС-2, ставшего наряду с ИС-3 самым мощным танком Второй мировой войны.

танк ИС-2

Прародителями "Танка Победы" - ИС-2 - стали тяжелый танк КВ-1 и средний KB-13. Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких машин на всех дистанциях боя. В опытном порядке на ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.

Танк ИС-2

В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка Pz. Kpfw. V  "Пантера".
Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в 44 т незначительно превосходившей массу танка КВ-1с, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А. И. Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см по сравнению с КВ-1С.

Тяжелый танк ИС-2

В 1944 году ИС-2 был модернизирован. Новый образец имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика-водителя - щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. В том же году, выпустив 107 машин, производство танка ИС-1 прекратили. С этого момента в производстве остался только ИС-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

Тяжелый танк ИС-2

Вскоре на ИС-2 изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел) и расширили броневую маску пушки. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитныи пулемет ДШК, который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял участие в заключительных сражениях второй мировой. Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков которым уже при формировании присваивалось наименование "гвардейский". В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая.

Тяжелый танк ИС-2

Компоновка тяжелого танка ИС

Компоновка тяжелого танка ИС - классическая, с кормовым расположением трансмиссии. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, сиденье командира башни (наводчика), сиденье командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.

Тяжелый танк ИС-2

Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП. Моторное отделение находилось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, воздухоочистители «мультициклон».
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.

Тяжелый танк ИС-2

1. Дульный тормоз; 10.122-мм снаряды; 19. Балансир;
2. 122-мм пушка Д-25Т; 11. Триплекс; 20. Ограничитель хода балансира;
3. Маска пушки; 12. Место командира танка; 21. Направляющее колесо;
4. Накатник; 13. Кормовой пулемет; 22. Натяжной механизм;
5. Тормоз отката; 14. Жалюзи; 23. Место наводчика;
6. Телескопический прицел 10Т-17; 15. Походные топливные баки; 24. Место механика-водителя;
7. Прибор наблюдения MK-IV; 16. Ведущее колесо; 25. Приборы наблюдения механика-водителя;
8. Вентилятор; 17. Опорный каток; 26. Люк-пробка;
9. Лоток; 18. Поддерживающий каток; 27. Фара;

Корпус

Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни.
В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.

Башня

Башня - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.

Тяжелый танк ИС-2

Внутренний вид башни танка
1 - подъемный механизм пушки 9 - поршневой затвор
2 - сиденье наводчика 10 - кронштейн походного крепления пушки
3 - укладка пулеметных магазинов 11 - вентилятор боевого отделения
4 - ручной привод механизма поворота башни 12 - 122-мм снаряды
5 - щиток башни 13 - прибор наблюдения МК-4
6 - перископический прицел 14 - механизм поворота башни
7 - телескопический прицел 15 - курсовой пулемет ДТ
8 - казенная часть пушки 16 - сиденье заряжающего

 

Вооружение

На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с длинной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Масса пушки 2420 кг. Предельная длина отката 570-мм, вертикальная наводка от - 3° до +20°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Пушки первых выпусков имели поршневой затвор, заимствованный у 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг.(А-19). Противооткатные устройства пушки Д-25Т такого же типа, как и у Д-5Т, были лишь несколько удлинены с целью уменьшения разогрева жидкости при стрельбе. Выстрел производился с помощью электроспуска или, в случае его неисправности, ручным механическим спуском.

танк ИС-2

Помимо трех пулеметов ДТ, расположенных как на ИС-1, на части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, размешался 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г.

Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания 53-ВОФ-471 с осколочно-фугасными снарядами и 53-ВБР-471 с бронебойно-трассирующими. Боекомплект пулеметов ДТ - 2331 патрон, пулемета ДШК - 250 патронов. Все снаряды находились в кормовой нише башни в четырех укладках, а снарядные гильзы - в башне, на бортах и днище боевого отделения и в подбашенной коробке.

Танк ИС-2 оснащался телескопическим прицелом ЮТ- 17 или ТШ-17 и перископическим прицелом ПТ4-17. С весны 1944 года вместо прицела ПТ4-17 устанавливался прибор наблюдения МК-IV.

Двигатель и трансмиссия

На танке ИС устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Масса двигателя 1000 кг. Топливо - дизельное. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа "мультициклон". В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой. Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.

Тяжелый танк ИС-2

Ходовая часть

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550-мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневыхтраков каждая. Траки штампованные, шириной 650-мм и шагом 162-мм. Зацепление цевочное.

Электрооборудование и средства связи

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электромотор инерционного стартера мощностью 0,88 кВт, электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов.

Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.

Тяжелый танк ИС-2

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
46.0 т
Размеры:
 
длина
6770 мм
ширина
3070 мм
высота
2730 мм
Экипаж
4 человека
Вооружение

1x122-мм пушка Д-25Т 3 х 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект
28 снарядов 2331 патронов
Бронирование:  
лоб корпуса
120 мм
лоб башни
100 мм
Тип двигателя

дизель В-2-10

Максимальная мощность

520 л.с.

Максимальная скорость
40 км/час
Запас хода
180 км

Боевое применение тяжелого танка ИС-2

ИС-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской операции, а затем участвовал во всех операциях завершающего периода Великои Отечественной воины. 5 марта 1944 года 15 танков ИС-2 поддерживали атаку 50 танковой бригады на Умань. Во время боя 5 танков было подбито огнем 88-мм зенитной батареи, 3 машины сломалось, а одна при переезде моста перевернулась и упала в болото вниз башней. Здесь же произошел на первый взгляд невероятный случай. Нижний лобовой лист одного ИС-2 был пробит подкалиберным снарядом немецкого противотанкового ружья с коническим каналом ствола калибра 28/20-мм. В ходе боев к 1 мая 1944 года в полку не осталось ни одной боеспособной машины. Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС-1 с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. Первая гвардейская танковая бригада, имевшая на вооружении ИС-85 вступила в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500-1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС-1 был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИС-ов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС , два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИС-а со 150-200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй - 4.

Тяжелый танк ИС-2

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122.
Но, несмотря на отмеченные недостатки, машины все-таки оказались довольно неприятным сюрпризом для немецких панцерваффе. Снаряды 122-мм орудия Д-25Т обладали большим разрушительным действием против средних танков (а часто и тяжелых). Так в ноябре 1944 г. районе г. Мишкольц 2 танка ИС-122 с расстояния более 1500 м расстреляли фугасными снарядами 7-10 танков PzKpfw IV, совершенно не пострадав от огня (в донесении танкистов о бое указано "уничтожено 10 танков", но пехотное командование указывает "подбито и уничтожено 7 вражеских танков").

Тяжелый танк ИС-2

В открытом поле против немецких танков наши ИС применялись редко и их "золотой век" начался с ведением боев в городах и против немецких долговременных огневых точек. Для уничтожения этих объектов 122-мм пушка подходила как нельзя лучше.

 В середине 1945 года после выпуска 3483 танков его производство было прекращено.

Танки ИС

Модификация
КВ-13
Объект 233
ИС-1 [ИС-2]
Объект 233 ИС[234]
ИС-85 (ИС-1)
Объект 237
ИС-122 (ИС-2)
Объект 240
ИС-100 (ИС-5)
Объект 248
ИС-2М
на1.1.1962
Общие данные
Экипаж,чел
3
4
4
4
4
4-5
Боевой вес, кг
32400
38500 [39500]
44160
46 080
45 320
46 500
Длина, мм (корп./полн.)
6050/6 650
/6990 [6480]
6 770/8 560
6 770/9 830
6 770/
6 770/9 820
Ширина, мм
2800
3030
3070
3070
3070
3100
Высота, мм
2500
2800 [2 640]
2735
2 735
2735
2740
Высота линии огня, мм
?
1 920 [?]
1 940
1 940
1945
Клиренс, мм
450
450
440-465
440-465
450
440
Ширина трака, мм
600 (500 для Т-34)
640-650
640-650
650
650
650
Уд. давл. на грунт, кг/см2
0,9
ок. 0,8
0,78
0,81
0,8
0,82
Вооружение и броневая защита
Марка орудия
ЗИС-5
Ф-34ИС [У-11]
Д-5-Т
Д-25
С-34
Д-25-Тм
Калибр, мм
76,2
76,2 [121,92]
85
121,92
100
121,92
Длина ствола, кал.
41,6
41,6 [22,7]
52
47,9
53,5
47,9
Боекомплект, выстр.
?
80 [30]
59
28
36
35
Пулемет, тип х кол-во
ДТх2
ДТ х 3 [ДТ х 2]
ДТхЗ
ДТхЗ
ДТх 2
ДТМх2
Боекомплект, патр.
?
32 диска
2 520
2 520
?
2 800
Броня корпуса, мм
145-85-85
120-90-60
120-90-70
120-90-90
120-90-70
120-90-90
Броня ,башни, мм
85-85-85
100-90-90
100-90-60
110-90-90
100-90-90
110-90-90
Дно и крыша, мм
20-30
20-30
20-.30
20-30
20-30
20-30
Энергетическая установка
Марка двигателя
В-2К
В-2К
В-2ИС
В-2ИС
В-2ИС
В-54К I
Тип двигателя
Специальный быстрооборотный V-образный 12-цилиндровый танковый дизель водяного охлаждения
Объем цилиндров, л
38,5
38,5
38,88
38,88
38,88
38,9
Мощность на валу, л.с.
600 (факт. 580)
600 (факт. 580)
520
520-580
520
520
Скорость, км/ч, макс.
60 (факт. 52)
до 55 (факт. 47)
37
37
37
36
средн. шос/прос/целина
?
7
22/17/15
22/17/15
22/17/15
22/17/15
Запас топлива, л.
не показано
?
520
520
520
580
Запасхода, км, макс.
не показаны
ок. 180
150
150
150
180
шоссе/прос./беэдор.
?
130/120/110
130/120/110
130/120/110
?
Преодолеваемые препятствия
Угол подъема, град
не показаны
до 32
36
36
36
36
Крен допустимый, град
?
30
27
30
27
Ров,м
2
2,5
ок. 2,3
2,5
ок. 2,3
Брод, м
1,3
1,3
1,3
1,3
1,3
Стенка, эскарп,м
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0

 
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz