Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

Ягдтигр

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ "ЯГДТИГР"

Panzerjäger Tiger - Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger

Истребитель танков "Ягдтигр" создан на базе тяжелого танка Т-VI В "Королевский тигр". Его корпус выполнен с примерно такой же конфигурацией, что и у танка-истребителя "Ягдпантера". Этот истребитель танков был вооружен 128-мм полуавтоматической зенитной пушкой без дульного тормоза. Начальная скорость ее бронебойного снаряда составляла 920 м/сек. Хотя пушка была рассчитана на использование выстрелов раздельного заряжания, скорострельность ее была довольно высока: 3-5 выстрелов в минуту. Кроме орудия, истребитель танков имел 7,92-мм пулемет, установленный в шаровой опоре в лобовом листе корпуса.

Истребитель танков "Ягдтигр" имел исключительно сильное бронирование: лоб корпуса - 150-мм, лоб рубки - 250-мм, боковые стенки корпуса и рубки - 80-мм. Вследствие этого, вес машины достиг 70 т и она стала самой тяжелой серийной боевой машиной второй мировой войны. Столь большой вес отрицательно сказался на ее подвижности, большие нагрузки на ходовую часть вызывали ее поломки.

Истребитель танков Ягдтигр

Ягдтигр. История создания

Экспериментальные конструкторские работы по проектированию тяжелых самоходных систем велись в рейхе с начала 40-х годов и даже увенчались локальным успехом - две 128-мм САУ VK 3001(H) летом 1942 года были отправлены на советско-германский фронт, где вместе с другой техникой 521-го танко-истребительного дивизиона были брошены вермахтом после разгрома немецких войск в начале 1943 года под Сталинградом.

Ягдтигр № 1, прототип

Ягдтигр № 1, прототип с подвеской Порше

Но даже после гибели 6-й армии Паулюса никто и не думал запускать подобные САУ в серию - общественные настроения правящих кругов, армии, да и населения определялись идеей, что война вскоре закончится победным концом. Только после поражений в Северной Африке и на Курской Дуге, высадке союзников в Италии многие немцы, ослепленные довольно эффективной нацистской пропагандой, осознали реальность - совокупные силы стран Антигитлеровской коалиции гораздо мощней возможностей Германии и Японии, поэтому только "чудо" может спасти гибнущее немецкое государство.

Ягдтигр № 2, прототип

Ягдтигр № 2, прототип с подвеской Хеншеля

Тут же среди населения начались разговоры о "чудо-оружии", которое может изменить ход войны - подобные слухи вполне легально распускались нацистским руководством, обещавшим народу скорое изменение ситуации на фронте. Поскольку эффективных в глобальном плане (ядерного оружия или его эквивалента) военных разработок в конечной стадии готовности в Германии не имелось, руководители рейха "хватались" за сколько-нибудь значимые военно-технические проекты, способные своей необычностью и оригинальностью наряду с оборонительной выполнять еше и психологическую функции, внушая населению мысли о мощи и силе государства. способного инициировать создание столь сложной техники. Именно в подобной ситуации и был спроектирован, а затем запущен в серию тяжелый истребитель танков - САУ "Ягд-тигр".

Jagdtiger (Порше)

Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Порше)

При разработке тяжелого танка "Тигр II" компания "Хеншель" в сотрудничестве с фирмой "Крупп" приступила к созданию тяжелого штурмового орудия на его базе. Хотя приказ о создании новой самоходной пушки был издан Гитлером еще осенью 1942 года, эскизное проектирование началось только в 1943 голу. Предполагалось создать бронированную самоходную арт-систему, вооруженную 128-мм длинноствольным орудием, которую при необходимости можно было бы оснастить и более мошной пушкой (планировалась установка 150-мм гаубицы с длиной ствола в 28 калибров).

Внимательно изучался опыт создания и применения тяжелого штурмового орудия "Фердинанд". Так, в качестве одного из вариантов новой машины, рассматривался проект перевооружения "Элефанта" 128-мм пушкой Рак 44 L/55, однако победила точка зрения управления вооружений, которое в качестве гусеничной базы САУ предлагало использовать ходовую часть проектируемого тяжелого танка "Тигр II".

Jagdpanzer VI Ausf.B (Порше)

Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Порше)

Новая САУ классифицировалась как "12,8-см тяжелое штурмовое орудие". Ее планировалось вооружить, 128-мм артсистемой, осколочно-фугасный боеприпас которой имел значительно большее фугасное действие, чем у зенитного орудия аналогичного калибра Flak40. Деревянный макет новой самоходки в натуральную величину был продемонстрирован Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии. САУ произвела на фюрера самое благоприятное впечатление и последовало распоряжение начать ее серийный выпуск в следующем году.

Ягдтигр (Хеншель) серийный вариант

Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Хеншель) серийный вариант

7 апреля 1944 года машине присвоили название "Panzer-jaeger Tiger" Ausf. В и индекс Sd.Kfz.186. Вскоре наименование машины упростили до Jagd-tiger ("Ягд-тигр" - охотящийся тигр). Именно с этим названием, вышеописываемая машина, вошла в историю танкостроения. Первоначальный заказ составил 100 самоходных установок.

Уже к 20 апреля ко дню рождения фюрера изготовили в металле первый образец. Полная боевая масса машины доходила до 74 тонн (с ходовой частью конструкции Порше). Из всех участвовавших во Второй мировой войне серийных САУ эта являлась самой тяжелой.

Jagdtiger (Хеншель) серийный вариант

Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Хеншель) серийный вариант

Разработкой конструкции самоходного орудия Sd.Kfz.186 занимались компании "Крупп" и "Хеншель", а производство собирались развернуть на заводах фирмы "Хеншель", а также на предприятии "Нибелунгенверке", входившей в состав концерна "Штейр-Даймлер АГ". Однако стоимость эталонного образца получилась чрезвычайно большой, поэтому главной задачей, которую поставило перед собой правление австрийского концерна, было добиться максимально возможного снижения стоимости серийного образца и сроков изготовления каждого истребителя танков. Поэтому доработкой САУ занялось конструкторское бюро - Фердинанда Порше ("Porsche AG").

Разница подвесок Порше и Хеншеля
Разница подвесок
Порше
Подвески Порше и Хеншеля
Хеншель
Порше

Поскольку самой трудоемкой частью в истребителе танков была именно "ходовая", Порше предложил применить в машине подвеску, имевшую тот же конструктивный принцип, что и подвеска, устанавливавшаяся на "Элефанте". Однако из-за многолетнего конфликта конструктора с управлением вооружений, рассмотрение вопроса затянулось до осени 1944 года, пока, наконец, не было получено положительное заключение. Поэтому САУ "Ягд-тигр" имели два вида различающейся между собой ходовой части - конструкции Порше и конструкции фирмы "Хеншель". В остальном выпущенные машины отличались между собой незначительными конструктивными изменениями.

VI Ausf.B Jagdtiger (Хеншель)

Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Хеншель)

Система пожаротушения была автоматическая и включала в себя пять зарядов огнегасяшей смеси "СВ" обшей емкостью 3 литра. Термодатчики, соединенные с четырьмя форсунками, были расположены в частях моторного отделения, наиболее подверженных возникновению пожара. В случае, если температура в силовом отделении превышала 120 градусов цельсия, система разбрызгивала один заряд смеси в течение 7 секунд. При продолжении возгорания срабатывал другой заряд и.т.д. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Порше)

Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger (Порше)

Выпуск "Ягд-тигров» начался в июле 1944 года в цехах завода "Нибелунгенвсрке" в г. Сент-Валентине. До конца года было изготовлено 48 (по другим данным - 51) самоходных орудий. 16 октября 1944 года англо-американская авиация совершила на предприятие в Сент-Валентине воздушный налет и сбросила на него около 143 тонн бомб. Производство "Ягд-тигров" на некоторое время полностью прекратилось, а потом велось очень медленными темпами. До марта 1945 года, когда завод "Нибелунгенвсрке" был подвергнут еше одной массированной бомбардировке (на него сбросили около 258 тонн фугасных бомб), практически остановившей производство, заводские цеха покинули 26 (по другим данным - 28) "Ягд-тигров". Последнюю партию из новых 6 машин в Сент-Валентине собрали ко 2 мая 1945 года (их согласно архивным документам получали танкисты 501-го батальона тяжелых танков СС и неизвестно включили ли эту партию в заводскую документацию). Таким образом, в зависимости от подсчета и существующих документов может существовать сразу четыре цифры возможной численности выпушенных "Ягд-тигров": традиционные 74 (или 79 машин) или с учетом не заводских, а боевых документов - 80 (или 85) машин.

Тактико-технические характеристики
тяжелого истребителя танков Ягдтигр (Sd.Kfz.186)

VK4503(H) САУ с х/ч Хеншель

Заводской индекс
VK4503(H) САУ с х/ч "Хеншель"
Экипаж, чел.
6
Габаритные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед
10654
- ширина
3755
- высота
2945
- клиренс
495
Боевая масса, т
75,2
Высота линии огня, мм
2172
Толщина брони, мм:
- лоб корпуса
150
- борт и корма
80
- крыша
40
- днище
25-40
- лоб рубки
250
- борт и корма
80
Расход топлива, л/100 км
800
Максимальная скорость движения, км/ч:
- по шоссе
36
- по пересеченной местности
20
Запас хода, км:
- по шоссе
170
- по пересеченной местности
120
Емкость бака, л
860
Преодолеваемые препятствия:
- угол подъема, град.
35
- ширина рва, м
2,5
- высота стенки, м
0,85
- глубина брода, м
1,6
Длина опорной поверхности, мм
4240
Удельное давление, кг/см2
1,06
Удельная мощность, л.с./т
9,3
Двигатель
«Майбах» (Maybach) HL 230 P30,
четырехтактный, карбюраторный,
12-цилиндровый, V-образный (угол развала 60 ),
жидкостного охлаждения, объемом 23095 см3,
мощностью 700 л.с. (515 кВт)
при 3000 оборотах в минуту
Средства связи
все САУ оснащались радиостанцией FuG 5,
имевшей дальность действия 6,4 км, телефоном
и 9,4 км телеграфом, приемником FuG 2 и
системой внутренней связи Bordsprechanlage В

212/258 (Porsche) САУ с х/ч "Порше"

Заводской индекс
212/258 (Porsche) САУ с х/ч "Порше"
Экипаж, чел.
6
Габаритные размеры, мм:
- длина с пушкой вперед
10370
- ширина
3590
- высота
3050
- клиренс
565
Боевая масса, т
74
Высота линии огня, мм
2172
Толщина брони, мм:
- лоб корпуса
150
- борт и корма
80
- крыша
40
- днище
25-40
- лоб рубки
250
- борт и корма
80
Расход топлива, л/100 км
790
Максимальная скорость движения, км/ч:
- по шоссе
36
- по пересеченной местности
20
Запас хода, км:
- по шоссе
170
- по пересеченной местности
120
Емкость бака, л
860
Преодолеваемые препятствия:
- угол подъема, град.
35
- ширина рва, м
2,5
- высота стенки, м
0,85
- глубина брода, м
1,6
Длина опорной поверхности, мм
4415
Удельное давление, кг/см2
1,05
Удельная мощность, л.с./т
9,46
Двигатель
«Майбах» (Maybach) HL 230 P30,
четырехтактный, карбюраторный,
12-цилиндровый, V-образный (угол развала 60 ),
жидкостного охлаждения, объемом 23095 см3,
мощностью 700 л.с. (515 кВт)
при 3000 оборотах в минуту
Средства связи
все САУ оснащались радиостанцией FuG 5,
имевшей дальность действия 6,4 км,
телефоном и 9,4 км телеграфом, приемником FuG 2
и системой внутренней связи Bordsprechanlage В

 
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz