Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

SdKfz 250, Sonderkraftfahrzeug 250

ЛЕГКИЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР
(СПЕЦИАЛЬНАЯ МАШИНА 250)

Sd.Kfz.250, "Sonderkraftfahrzeug" 250

Бронетранспортер создан на шасси полугусеничного однотонного тягача. В ходовой части использованы гусеницы с игольчатыми шарнирами и наружными резиновыми подушками, шахматное расположение опорных катков и передняя ось с управляемыми колесами. Двигатель расположен впереди. Полуавтоматическая трансмиссия "Вариорекс" размещена непосредственно за двигателем. Многогранная форма открытого сверху корпуса образована броневыми поверхностями с прямым и обратным наклоном. На модификациях более позднего выпуска корпус выполнялся с более простой конфигурацией. Бронетранспортер выпускался в 14 различных модификациях, предназначенных для выполнения самых различных боевых и вспомогательных задач. В частности, выпускались модификации для установки 80-мм миномета, 75-мм гаубицы, 37-мм противотанковой пушки, реактивного противотанкового гранатомета и др. Эти легкие бронетранспортеры отличались высокой удельной мощностью и быстроходностью, но были защищены броней только от огня ручного оружия и от осколков снарядов. Проходимость машин, в особенности по вязкой грязи, была ограничена. С 1942 г. легкие бронетранспортеры использовались в мотострелковых ротах разведывательных батальонов.

бронетехника вермахта

Планировщики грядущих военных кампаний вермахта посчитали необходимым иметь небольшой бронетранспортер, предназначенный для обеспечения действия бронетанковых разведывательных рот. Вместимость бронетранспортера - "halbgruppe", четыре солдата, плюс экипаж из двух человек: командир и водитель. В армиях всех держав мира, кроме Германии, принимать на вооружение броневик со столь ограниченными возможностями посчитали непозволительной роскошью. Впрочем, и в Германии эта машина появилась далеко не на пустом месте.

Базой шасси для "leichter gepanzer Kraftvvagen" (Sd.Kfz.250), позже переименованной в "leichter Schutzenpanzerwagen" (Sd.Kfz.250/1) послужило шасси 1-тонного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10. К машинам серии Sd.Kfz.250 также применялось кодовое обозначение "Geraet 89".

Sd.Kfz. 10

Корпус бронетранспортера был разработан фирмой "Бюссннг-NAG", уже сделавший похожий корпус больших размеров для 3-тонного полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.251. Чтобы сохранить подвижность потяжелевшего бронетранспортера на уровне подвижности артиллерийского тягача пришлось укоротить гусеничную часть машины: с каждого борта убрали по одному переднему опорному катку с подвеской. Модернизированное шасси получило фирменное обозначение "Демаг D7p".

Сокращение длины гусеничного движителя сказалось на размерах бронекорпуса - он получился слишком тесным. Другим недостатком бронекорпуса стала сложность в производстве. Бронекорпус собирался из 19 плоских бронелистов, процесс сборки занимал много времени и требовал квалифицированной рабочей силы. В дальнейшем, после реализации мероприятий, направленных на снижение трудоемкости изготовления, бронекорпус стали собирать всего из девяти бронелистов, при этом уровень защищенности не снизился. Первые бронекорпуса из девяти листов появились в октябре 1943 г., но полностью производство бронекорпусов было перестроено только к июлю 1944 г. (Читайте также: "Тяжелый разведывательный бронеавтомобиль" (специальная машина 231)")

бронетехника германии

Полугусеничники с бронекорпусами из 19 бронелистов после появления усовершенствованных машин стали именоваться Sd.Kfz.250 "alte" (старый), а машины с бронекорпусами из девяти бронелистов - Sd.Kfz.250 "neu" (новый). Различные специализированные варианты выпускались как на базе Sd.Kfz.250 "alte" ,так и на базе Sd.Kfz.250 "neu".

Основные модификации полугусеничного бронеавтомобиля:

  • Sd.Kfz.250/1 бронетранспортер (Sch utzepanzerwagen);
  • Sd.Kfz.250/2 кабелеукладчик и машина связи (Fernsprechwagen);
  • Sd.Kfz.250/3 радиомашина (Funkwagen);
  • Sd.Kfz.250/4 машина авианаводчика (Luftschutzwagen);
  • Sd.Kfz.250/5 машина артиллерийского корректировщика (Beobachtungswagen);
  • Sd.Kfz.250/6 транспортер боеприпасов (Munitionswagen);
  • Sd.Kfz.250/7 80-мм самоходный миномет (schwerer Granatwerfer);
  • Sd.Kfz.250/8 75-мм самоходная артиллерийская установка (7,5cm KwK37 L /24 auf le Schutzenpanzerwagen);
  • Sd.Kfz.250/9 разведывательная машина (Panzerspahwagen);
  • Sd.Kfz.250/10 37-mm противотанковая самоходная артиллерийская установка (3,7cm РаК35/36 L/45 auf le Schutzenpanzerwagen);
  • Sd.Kfz.250/11 носитель 28-мм противотанковой пусковой установки (2,8 cm PzB41 L/61,3 Panzerbuchsewagen);
  • Sd.Kfz.250/12 машина артиллерийского наблюдателя (le Messtrupp-panzerwagen).

И это еще не все модификации.

танки вермахта

Серийный выпуск

Машины семейства Sd.Kfz.250 не являлись простыми в производстве, только сборка корпуса занимала несколько часов. Внедрение упрошенных корпусов позволило несколько снизить трудоемкость изготовления полугусеничных бронеавтомобилей.

Несмотря на высокий уровень трудо- и материалозатрат полугусеничные бронеавтомобили семейства Sd.Kfz.250 выпускались на протяжении всей войны в значительном количестве. Первые серийные машины были изготовлены в конце 1939 г., однако подлинно массовым производство стало только летом 1941 г. Небольшое количество предсерийных машин принимало участие в боевых операциях германской армии на Западном фронте в мае-июне 1940 г.

Данные о суммарном производстве бронеавтомобилей семейства Sd.Kfz.250 по разным источникам довольно сильно отличаются. Так приводятся сведения о 6628 построенных полугусеничниках, из них 4250 со старыми корпусами и 2378 с новыми. Другие германские источники говорят о 7232 изготовленных машинах Sd.Kfz.250, включая специализированные модификации Sd.Kfz.252 и Sd.Kfz.253. Согласно этим данным погодовой выпуск машин выглядел следующим образом:

1940-1941 гг.- 1030
1942 г.- 1337
1943 г. - 2895
1944 г. - 1701
1945 г. - 269

танки войны

В 1944 г. уровень производства германской промышленности сильно упал из-за массированных налетов авиации союзников, оказалась нарушенной инфраструктура страны. В том же годы сильно изменились приоритеты выпуска вооружений и военной техники. Выпуск полугусеничных бронеавтомобилей семейства Sd.Kfz.250 требовал больших людских и материальных затрат, при том, что сами машины не относились к наиболее приоритетным. Официально серийный выпуск бронеавтомобилей Sd.Kfz.250 прекратили в июле 1944 г. в пользу более полезных полугусеничных бронеавтомобилей серии Sd.Kfz.251. Тем не менее, бронеавтомобили Sd.Kfz.250 собирали из задела и имевшихся запасных частей даже в 1945 г.

О сложности изготовления машины говорит ее стоимость. Один полугусеничный бронеавтомобиль Sd.Kfz.250 обходился вермахту в 20 420 рейхсмарок, в то время как более вместительный Sd.Kfz.251 стоил 22 560 рейхсмарок.

Эксплуатация и маркировка

Большинство полугусеничных бронеавтомобилей Sd.Kfz.250 поставлялись в войска окрашенными целиком в темно-серый или в темно-желтый цвета. Эмблемы дивизий или полков наносились на машины не всегда, но тактическая маркировка являлась обязательной и наносилась на лоб и корму машин.

немецкие танки
танки войны

Точное место, которое полугусеничные автомобили Sd.Kfz.250 занимали в германской армии определить крайне сложно, так как по документам они проходили именно как "полугусеничные автомобили", под этим понятием могло скрываться все что угодно, от транспортера боеприпасов до самоходно-артиллерийской установки.

Балканский крест

Впервые балканский крест (Balkenkreuz) как опознавательный знак появился на германских самолетах в годы первой мировой войны. Форма креста менялась неоднократно. В конце войны чаще встречались кресты упрощенной формы - геометрический крест черного цвета с белой окантовкой.

Балканский крест

В середине 30-х годов балканский крест стал опознавательным знаком не только самолетов, но и техники германской армии. Вначале кресты рисовали белой краской, опознавательные знаки имели большие размеры. В ходе польской кампании выяснилось, что такие кресты являются прекрасными прицельными марками для артиллеристов противника. Экипажи стали замазывать кресты грязью, или перекрашивать белые кресты в черные. По прежнему существовало много вариантов изображения балканского креста, до тех пор в 1943 г. командование вермахта окончательно не утвердило вариант, использовавшийся люфтваффе.

Проблему представляла идентификация своей техники с воздуха. Передовые части германских войск в годы блицкрига чаще всего в качестве средства быстрого познавания с воздуха использовали флаги нацистской партии. Иногда флаг рисовался краской на плоских верхних поверхностях машин. Тактические номера на полугусеничных бронеавтомобилях Sd.Kfz.250 обычно изображались на кормовом борту корпуса машины.

Полугусеничник Sd.Kfz.250 числился автомобилем, а не танком, поэтому нес регистрационный номерной знак. В случае принадлежности машины вермахту в номерном знаке проставлялись литеры "WH", в случае принадлежности войскам СС - "SS".

Балканский крест

В обязательном порядке на полугусеничники Sd.Kfz.250 наносились тактические знаки, отражавшие тип подразделения, которому принадлежала машина, знаки соответствовали картографическим символам подразделений. Как правило, знаки наносились белой краской в передней левой и в задней левой частях машины.

Танковые дивизии имели собственную символику, в большинстве своем на основе простых геометрических фигур. В дивизиях СС символика была более изощренной. Официальным цветом дивизионных эмблем являлся желтый, но иногда их изображали белой краской.

Кроме того, встречались также эмблемы танковых полков, панцергренадерских и танковых батальонов. Обычно эти эмблемы изображались на боргах или на корме машин. Порой экипажи давали своим машинам собственные имена. К примеру Ромель в 1942 г. ездил на Sd.Kfz.250/3 с собственным именем "Greif".


 

бронетранспортер

Базовая модель полугусеничного бронетранспортера

На всех вариантах полугусеничников семейства Sd.Kfz.250 стоял тот же двигатель, что и на машинах серии Sd.Kfz.251 - шестицилиндровый мотор водяного охлаждения с рядным расположением цилиндров "Майбах" HL42TRKM мощностью 100 л.с. при частоте вращения вала 2800 об./мин. В то же время, на машинах Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251 стояли совершенно разные трансмиссии. Машины семейства Sd.Kfz.250 оснащались трансмиссиями "Майбах Вариорекс" VG1202128Y с преселектором, эта трансмиссия обладала семью передачами переднего и тремя заднего хода. Сцепление - "Фихтель унд Сахс" PF220 "Комет".

Двигатель и трансмиссия размешались в передней части машины со сдвигом вправо относительно продольной оси. Обслуживать силовую установку не представляло особого труда, но ремонт осложнялся небольшими размерами откидных бронепанелей.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 в музеях стран мира
Sd.Kfz.250 с Pak L/60 (neu)
Sd.Kfz.250/9
Sd.Kfz.250 с Pak L/60 (neu),
Сербия
Sd.Kfz.250/9,
Кубинка, Россия
нажмите на фото бронетранспортера для увеличения

Ведущие колеса гусеничного движителя располагались впереди. Ходовая часть гусеничного движителя включала также по четыре стальных опорных катка с резиновыми бандажами, закрепленных на поперечных торсионах посредством рычагов. Опорные катки располагались в шахматном порядке с перекрытием, как на всех германских полугусеничных автомобилях. Для размещения торсионов опорные катки правого борта были смещены вперед по отношению к опорным каткам левого борта. Натяжение гусениц регулировалось перемещением задних ленивцев. Каждая гусеница набиралась из 38 кованых стальных траков шириной 240 м.

Полугусеничный автомобиль обладал сравнительно высокой максимальной скоростью передвижения по шоссе - почти 60 км/ч. Высокая скорость достигалась во многом благодаря удачной конструкции гусеничного движителя, у которого, тем не менее, имелось одно узкое место- подшипники гусениц. Еще один недостаток был присущ всем германским полугусеничным автомобилям с шахматным расположением опорных катков - между катками набивались снег и грязь, из-за чего порой машины не могли сдвинуться с места. Особенно ярко последний недостаток проявлялся в климатических условиях Восточного фронта.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 в музеях стран мира
Sd.Kfz.250/5 (neu)
Sd.Kfz.250/3
Sd.Kfz.250/5 (neu),
США
Sd.Kfz.250/3 "Greif"
неизвестная коллекция (музей)
нажмите на фото бронетранспортера для увеличения

Передняя ось имела пружинную подвеску. Диски колес - стальные штамповки, шины - резиновые. Гидроусилитель руля предусмотрен не был, поэтому водителю приходилось прилагать при управлении транспортным средством солидные физические усилия. Место водителя расположено непосредственно за трансмиссией, от которой оно отделено бронеперегородкой. Обзор вперед через смотровой блок "Ersatzglaser", который закрывался откидной бронезаслонкой. Еще один аналогичный смотровой блок был расположен в боковой стенке кузова слева от водителя. Место командира машины -правее места водителя. Смотровые приборы командира - такие же, как у водителя.

Бронекорпус обеспечивал защиту от пуль винтовочного калибра и небольших осколков. Толщина брони в лобовой части - 14,4-мм. толщина бортов - 8-мм. Днище корпуса также изготовлено из бронестали, толщина днища увеличена в районе установки двигателя. Недостатком машины являлось отсутствие крыши корпуса, из-за чего экипаж и десант оставались уязвимыми от обстрела сверху, кроме того, в корпус достаточно легко можно было забросить ручную гранату. Верх корпуса закрывался лишь брезентовым тентом. Бронелисты для сборки корпусов поставлялись фирмой "Бисмаркхютте" из Верхней Силезии.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 в музеях стран мира
Sd.Kfz.250/1, Словакия
Sd.Kfz.250/9, Франция
Sd.Kfz.250/1, Словакия
Sd.Kfz.250/9, Франция
нажмите на фото бронетранспортера для увеличения

Бронекорпус собирался из двух крупных частей: передней, защищавшей силовую установку и задней - кузова для десанта и экипажа. Эти две части соединялись между собой болтами. Внутренний объем кузова был явно недостаточным, поэтому амуниция и снаряжения размещались внутри по минимуму. Объем кузова полугусеничника Sd.Kfz. 250/1, рассчитанного на перевозку шести солдат, фактически был таким же как у салона легкового автомобиля среднего класса.

Трое из четырех панцергренадер размещались на одной скамье, установленной вдоль левого борта кузова, четвертый занимал индивидуальное сиденье напротив. Вдоль задней стенки кузова был размещен ящик для амуниции, инструмента, запасных частей и прочей ерунды. Любое свободное место использовалось под размещение разнообразных нужных вещиц - боекомплекта, канистр, фляг, оружия, противогазов, аптечек первой помощи и т.д.

Радиостанция "Funksprecligerat" 5 (FuSprGer 5) установлена перед местом командира. Штатное имущество командира включало два 10-кратных бинокля, и ручной перископ "Handwinkel Fernrohr" (HwF) или траншейный перископ "Grabenspiegel". Нормальный доступ в машину обеспечивался дверцей в задней стенке кузова (на Sd.Kfz.250/1 neu размер дверцы увеличен), но на практике бойцы обычно запрыгивали в машину через борта.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 в музеях стран мира
Sd.Kfz.250/5 (neu)
Sd.Kfz.250/5 (neu)
Sd.Kfz.250/5 (neu)
Bruce Crompton Collection,
Великобритания
Sd.Kfz.250/5 (neu),
Великобритания
нажмите на фото бронетранспортера для увеличения

Каждый из четырех панцергренадер имел собственное индивидуальное оружие, обычно карабин Kar 98k калибр 7,92-мм. Командир вооружался пистолетом-пулеметом МР-38 или МР-40 калибра 9 мм с боекомплектом в шесть магазинов.

На полугусеничном бронеавтомобиле Sd.Kfz.250/1 предусматривалась установка двух пулеметов. В начале войны ставились 7,92-мм пулеметы MG-34, с 1943 г. чаще встречались пулеметы MG-42. Один пулемет монтировался на шкворне перед местами водителя и командира, второй - на поворотном кронштейне в корме корпуса (в нерабочем положении пулемет заваливался внутрь кузова). Передняя пулеметная установка была снабжена небольшим щитком. Кормовой пулемет комплектовался легкими сошками и мог использоваться вне машины, кроме того, на внешней поверхности кормы кузова крепился тяжелый трехсотниковый станок, на котором при необходимости мог крепится кормовой пулемет. В принципе оба пулемета могли быть сняты с полугусеничника и использоваться как станковые.

Штатный боекомплект к пулеметам составлял 2010 патронов калибра 7,92-мм и 1024 патрона калибра 9-мм к пистолету-пулемету командира. Каждый панцергренадер обычно имел по 200 патронов к карабину и ручные гранаты. Водитель чаще всего был вооружен карабином, но также были возможны самые различные варианты вооружения.

Кузова полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.250 был довольно тесен - внутри машины лежа человек разместиться не мог, поэтому санитарно-эвакуационная машина на базе Sd.Kfz.250 не выпускалась.

Характеристики Sd.Kfz.250/1

Экипаж 2 + 4
Масса пустого 4600 кг
Масса боевого 5980 кг
Длина 4,7 м
Ширина 1,945 м
Высота 1,524 м
Ширина колеи 1,613 м
Ширина трака 240 мм
Дорожный просвет 285 мм
Максимальная скорость по дороге 59,5 км/ч
Емкость топливного бака 140 л
Запас хода:  
- по дороге 300-320 км
- по пересеченной местности 180 км
Преодолеваемые препятствия:  
- уклон 24 гр
- глубина брода 70 см
- ширина траншеи 1,7 м
Двигатель 6-ти цилиндровый "Maybach" HL42 TUKRM 100 л/с
Трансмиссия: "Maybach Variorex" VG 120 128Н
с 7 передними и 3 задними передачами
Сцепление: "Fielite 1 & Sachs" PF220 "Komet"
Подвеска:  
- передняя на пружинах
- задняя торсионная
- передние шины 6,00 х 20
- напряжение электросистемы 12V
- Аккумуляторная батарея 1 х 12V, 75А
Броня:  
- лобовая 14,5 мм
- наклонная лобовая 10 мм
- боковая и задняя 8 мм
- днище 6 мм
Вооружение 2 х 7,92 mm MG-34/ MG-42
1 х MP-38 или MP-40
4 x 7,92 mm Kar 98K

Боевая масса

Sd.Kfz.250/1 5980 кг
Sd.Kfz.250/2 5830 кг
Sd.Kfz.250/3 5750 кг
Sd.Kfz.250/4 5700 кг
Sd.Kfz.250/5 5750 кг
Sd.Kfz.250/6 Ausf.A 6150 кт
Sd.Kfz.250/6 Ausf.В 6290 кг
Sd.Kfz.250/7 6110 кг
Sd.Kfz.250/8 6300 кг
Sd.Kfz.250/9 6200 кг
Sd.Kfz.250/10 5670 кг
Sd.Kfz.250/11 5530 кг
Sd.Kfz.250/12 5870 кг

 
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz