Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ III

"Sturmgeschütz" III (StuG III; "Штурмгешютц" III, "Штуг" III)

Штуг III

Штурмовое орудие создано фирмой "Даймлер-Бенц" на базе танка Pz-III (Т-III) и выпускалось с 1940 года как средство непосредственной поддержки пехоты. От танка оно отличалось отсутствием башни. 75-мм орудие с длиной ствола 24 калибра размещалось на специальном станке в просторной боевой рубке, смонтированной в передней части шасси, практически без изменений заимствованного у танка Т-III. На крыше рубки была установлена командирская башенка со смотровыми приборами. Штурмовое орудие оснащалось радиостанцией, танковым переговорным устройством и системой дымопуска. В ходе серийного производства штурмового орудия неоднократно производилась его модернизация как по вооружению, так и по броневой защите. Толщина лобовой брони была в конце концов увеличена с 15-мм до 80-мм. Для защиты бортов были использованы броневые экраны. Короткоствольное орудие было заменено орудием такого же калибра с длинной ствола 43 калибра, а затем и 48 калибров. База штурмового орудия использовалась также для установки 105-мм гаубицы с длиной ствола 28,3 калибра. Штурмовые орудия III поступали на вооружение бригад штурмовых орудий, танковых полков, а также истребительно-противотанковых подразделений пехотных дивизий. Всего за время производства было выпущено около 10,5 тыс. штурмовых орудий III различных модификаций.

Sturmgeschütz Ausf.A
(StuG III Ausf.A)

"Heereswaffenat" заключило с фирмой "Даймлер-Бенц" контракт на постройку 30 шасси для штурмовых орудий.
Номера шасси 30 установок "Sturmgeschutz" Ausf.A - 90001-90030.
В качестве бызы было выбрано шасси 5./Z.W. танка PzKpfw III.

штурмовое орудие

Работы по штурмовому орудию сдерживались возникшими проблемами с трансмиссией Z.W. Управление по вооружениям постановило решением от 23 мая 1939 г., что шасси должны комплектоваться трансмиссиями, оснащенными устройствами "Hochtrieber", известными также, как "ускоряющая шестеренка". С помощью устройства "Hochtrieber " число оборотов трансмиссии могло превышать число оборотов вала двигателя. Для установки "ускоряющих шестеренок" пришлось снимать и вновь ставить надстройки, задействованных в испытаниях танков PzKpfw III. Кроме того, испытания показали ненадежность трансмиссии, которая часто ломалась. Наконец, для новой ходовой части с независимой торсионной подвеской опорных катков совершенно необходима была установка амортизаторов, которые могли изготовить не ранее июля 1939 г.

StuG III Ausf.A

Датированный 13 октября 1939 г. меморандум зафиксировал следующую ситуацию, сложившуюся с работами по боевой машине "Pz.Sfl.III (sPak)" (официальное название штурмового орудия до мая 1940 г.):

  1. Разработка машины Pz.Sfl. III (sPak) завершена, программа вступила в фазу подготовки массового производства;
  2. Изготовлено пять машин Pz.Sfl. III (sPak) со штатным вооружением, но рубкой из обычной стали;
  3. Выпуск первой серии из 30 машин Pz.Sfl. III (sPak) запланирован на декабрь 1939 г. - апрель 1940 г., выпуск 250 машин второй серии должен начаться в апреле 1940 г. с темпом изготовления 20 штурмовых орудий в месяц;
  4. Дальнейшие работы по установке Pz.Sfl. III (sPak) должны концентрироваться на интеграции в конструкцию машины 75-мм пушки с длиной ствола в 41 калибр и начальной скоростью снаряда 685 м/с. Изготовление опытного образца такой машины из обычной стали запланировано на май 1940 г.

орудие

На полигоне в Куммерсдорфе 12 декабря 1939 г. был проведен испытательный обстрел изготовленного из брони комплекта деталей штурмового орудия - рубки и орудийной маски. Для обстрела применялась 37-мм зенитная пушка, стрельбу вели снарядами массой 0,695 кг с начальной скоростью 750м/с на дистанции 100 метров.

Некоторые результаты контрольного обстрела:

  • После прямого попадания снаряда в орудийной маске образовалась трещина длиной примерно 300-мм, а установленные выше маски бронелисты корпуса сместились на 2-мм.
  • Еще два снаряда попало в верхний правый угол лобового щитка маски, а один - в самый верх маски. Эффект от этих попаданий проявился в полном разрушении сварного шва орудийной маски, болты, на которых крепится лобовой щиток маски сорваны с резьбы.

Военные проинформировали о результатах стрельб фирму "Крупп "и потребовали доработать маску.

Машины первой серии (Series I. Pz.Sfl III) собирались на заводе № 40 фирмы "Даймлер-Бенц" в Берлин-Мариенфельде:
первую собрали в декабре 1939 г.,
четыре - в январе 1940 г.,
одиннадцать - в феврале,
семь - в марте
семь - в апреле.
В соответствии с датированным январем 1940 г. меморандумом, задержки в выполнении контракта на поставку первой партии из 30 штурмовых орудий были связаны с несвоевременной поставкой первых серийных 75-мм пушек.

Планировавшееся окончание поставок первых 30 машин пришлось перенести с 1 апреля 1940 г. сначала на десятые числа того же месяца, а потом на 1 мая. На срыве сроков изготовления штурмовых орудий первой серии сказалась также Польская кампания, в ходе которой значительное количество танков PzKpfw III получили повреждения. На восстановление и ремонт танков уходили узлы и агрегаты, первоначально предназначавшиеся для штурмовых орудий. Кроме того, но ходу производства в конструкцию Pz.Sfl вносились изменения, в частности пришлось отказаться от открытого сверху боевого отделения и устанавливать крышу для защиты экипажа, множество изменений вносилось в чертежи рубки с целью улучшения обзора членов экипажа, в результате производитель бронелистов, фирма "Бранденбург Эйзенверке ГмбХ",получила чертежи слишком поздно для своевременного выполнения заказа и, к тому же, не смогла выдержать качество брони согласно спецификации. Продолжались проблемы, связанные с трансмиссией, усовершенствованная модель которой (с ускоряющей шестеренкой) занимала больший объем, теперь в трансмиссию упиралась люлька орудия.


 

Sturmgeschütz Ausf.B
(StuG III Ausf.B)

Первоначально был подписан контракт на производство 250 штурмовых орудий Ausf.B с номерами шасси 90101-9040: позже последовал заказ на изготовление 50 дополнительных машин (номера шасси 90501-90550).

Sturmgeschütz Ausf.B

В конструкцию штурмового орудия, начиная с модификации Ausf.B, были внесены несколько важных изменений.

Sturmgeschütz

нажмите на рисунок "Sturmgeschütz" для увеличения

Двигатель "Майбах" HL120TR модернизировали путем установки новой системы смазки и магнето "Schnapper", новый вариант получило обозначение HL120TRM. Вместо доставлявшей постоянные проблемы трансмиссии "Вариорикс" поставили шестискоростную трансмиссию "Афон", разработанную и изготавливавшуюся фирмой "Захнрадфабрик Фридрихсхавн". Синхро-механическая трансмиссия "Афон" имела шесть скоростей и развивала крутящий момент 77 кг/м.

StuG III Ausf.B

На машинах модели Ausf.B муфта сцепления LA120HD стала крепится непосредственно к фланцу двигателя. Рубка машины в основном осталась неизменной, несколько изменилась формы люка наводчика и бронезаслонки оптической головки прицела. Бронезаслонка стала несколько длиннее и крепилась на двух петлях; люк наводчика стал более узким, он крепился к крыше не на одной, а на двух петлях.

StuG III Ausf.B

В ходе производства машин модели Ausf.B их конструкция изменялась:

  • первый поддерживающий каток с целью уменьшения провисания ветви гусеницы и уменьшения вероятности срыва траков гусеницы перенесен ближе к ведущему колесу;
  • в начале производства на самоходки этой модификации ставали траки шириной 380-мм, затем стали применяться гусеницы с траками шириной 400- мм, более широкие несъемные резиновые шины опорных катков (520x95x397), опорные катки с узкими и широкими шинами были взаимозаменямы;
  • введены литые ведущие колеса нового типа;
  • установлено съемное ограждение над муфтой сцепления перед противопожарной перегородкой боевого отделения (на машинах с номерами шасси 90321-90400 и 90501-90550).

На штурмовых орудиях с номерами шасси 90101-90320 ограждение муфты сцепления приваривалось к противопожарной перегородке.

StuG III Ausf.B

Sturmgeschütz Ausf.C
(StuG III Ausf.C)

Пятьдесят штурмовых орудий модели Ausf.C было изготовлено начиная с апреля 1941 г. (номера шасси 90551-90600).

StuG III Ausf.C/D

На состоявшемся 13 сентября 1940 г. совещании было принято решение об оснащении штурмовых орудий третьей серии новыми прицелами. Чтобы улучшить защищенность машины в лобовой части предстояло ликвидировать ослабленную вырезом под прицел зону в левой лобовой части рубки, а для установки нового прицела найти другое место. Фирма "Крупп" согласилась с требованиями заказчика и подписала контракт на производство машин с указанными выше конструкционными изменениями. Переговоры об установке прицела велись между фирмами "Крупп" и "Мерседес-Бенц" в конце сентября 1940 г.

ШтуГ III

Представитель фирмы "Крупп" в документе, направленном на "Мерседес-Бенц" 30 сентября 1940 г. писал:

- Мы изучили возможность установки прицела на штурмовое орудие и пришли к мнению, что его можно смонтировать в соответствующем отверстии в крыше рубки.

В марте 1941 г. основные конструкторские вопросы по варианту Ausf.C нашли свое решение. В связи с установкой новых прицелов (прямого видения и для стрельбы с закрытых позиций) пришлось перепроектировать крышу рубки. Небольшой двустворчатый люк наводчика был заменен на одностворчатый люк большой площади. Секция люка открывалась вправо независимо от основной створки, через открытую секцию поднималась оптическая головка прицела. Изменились накладные наклонные бронелисты на бортах рубки. Шасси, за исключением внедрения ленивцев новой конструкции и новых воздушных фильтров двигателя, изменений не претерпело. Уже в ходе выпуска штурмовых орудий Ausf.C изменили замки смотровых люков тормозных механизмов.

StuG III Ausf.C/D

Sturmgeschütz Ausf.B
(StuG III Ausf.B)

В мае 1941 г. начался выпуск штурмовых орудий модели Ausf.D. всего их было построено 150 экземпляров (номера шасси 90601-90750). Машины модели Ausf.D не имели существенных внешних отличий от самоходок модификации Ausf.C. Единственными компонентами, по которым согласно инструкции по эксплуатации можно идентифицировать штурмовые орудия модели Ausf.D являются бронекорпус и установленный у механика-водителя электрозвонок, с помощью которого командир мог подавать сигналы водителю. Отличия корпуса заключались в том, что его лобовая часть изготавливалась из более прочной броневой стали. Остальные компоненты шасси не претерпели изменений по сравнению с шасси "Sturmgechutz" Ausf.C.

Штурмовые орудия, которые использовались в южной России, Греции и Северной Африке, "тропикализировались": увеличивалась производительность вентиляторов, в крыше моторного отделения делали прикрытые сверху бронеколпаками вырезы для увеличения притока воздуха к двигателю.

Sturmgeschütz Ausf.E
(StuG III Ausf.E)

С сентября 1941 г. было изготовлено 284 штурмовых орудия модели Ausf.E (номера шасси с 90751 по 91034).

Sturmgeschütz Ausf.E

Изменения шасси модели "Sturmgechutz" Ausf.E коснулись уменьшения размеров петель смотровых люков тормозных механизмов и самих люков. Надгусеничные были доработаны под установку новых бортовых контейнеров. Остальные элементы шасси остались неизменными.

Наиболее заметным внешним отличием установки "Sturmgechutz" Ausf.E стал удлиненный левый бортовой бронированный контейнер и дополнительный бронеконтейнер, установленный с правой стороны корпуса машины. И правый, и левый контейнеры были длиннее, чем один контейнер, имевшийся по левому борту машин предшествующих модификаций. Необходимость доработки вызвали изменения в тактике использования штурмовой артиллерии.

Sturmgeschütz Ausf.E

Вместо полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz.253 в качестве машин командиров взводов и батарей стали применяться непосредственно установки "Sturmgeschutz". Естественно, понадобились дополнительные заброневые объемы под монтаж дополнительного радиооборудования. На штурмовых орудиях, используемых в качестве командирских машин, в левом бронеконтейнере ставились ультракоротковолновые радиоприемники FuG15, в правом - приемопередающие радиостанции УКВ диапазона FuG16, за работу с рацией FuG16 отвечал заряжающий.

Sturmgeschütz Ausf.E

Свободное пространство левого бронеконтейнера, кроме того, использовалось для хранения шести дополнительных снарядов к орудию. С бортов рубки были убраны имевшиеся на предыдущих моделях штурмовых орудий наклонные 8-мм бронелисты. В дополнение к прицелам наводчика ("Rundblickfernrohr" 32 и "Sfl.Zielfernrohr" 1) командир получил перископический наблюдательный стереоприбор SF142.

StuG III Ausf.E

Углы наклона бронелистов StuG III Ausf.E

По ходу производства машин модели Ausf.E в их конструкцию вносились следующие изменения:

  • Приказ по армии № 101 от 20 декабря 1941 г. определял необходимость размещения на танке запасной гусеничной ленты из 11 траков. Для хранения ленты на лобовую часть корпуса наваривался специальный держатель;
  • Тем же приказом определялась необходимость установки металлических отражателей струи выхлопных газов и держателей на задних предкрылках для запасных опорных катков;
  • Приказом по армии № 23 от 21 февраля 1942 г. вводилась установка торсионных валов диаметром 55-мм на первых трех узлах подвески и валов диаметров 52-мм на трех задних опорных катках каждого борта, расстояние между центром опорного катка и днищем корпуса составляло 145-мм. Ранее применялась следующая комбинация торсионных валов: передний диаметром 55-мм, затем валы диаметром 52-мм, 44-мм. 44-мм, 52-мм и снова 55-мм (задний), расстояние между центрами 1-го, 2-го, 5-го и 6-го опорных катков и днищем было, в данном случае, 145-мм., а между центрами 3-го и 4-го опорных катков и днищем - 193-мм. Переход на два типа валов упрощал снабжение запасными частями. Все штурмовые орудия были доработаны под торсионные валы диаметров 52 -мм и 55-мм.
  • Приказом по армии № 38 от 7 апреля 1942 г. вводился обогрев боевого отделения за счет отвода горячего воздуха от двигателя.

Установка "Sturmgeschutz" Ausf.E стала последним штурмовым орудием, вооруженным 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра.


 

StuG III с более мощным вооружением

На совещании у Гитлера 10 и 12 августа 1942 г. было принято решение все штурмовые орудия перевооружить длинноствольными пушками. План поставки орудий, рассчитанный до сентября 1942 г. выполнить не удалось из-за задержек с поставками дульных тормозов, тем не менее часть штурмовых орудий моделей Ausf.F и Ausf.F/8 получили пушки с дульными тормозами шаровидной формы.

Sturmgeschütz Ausf.G

Сравнительные данные орудий, которыми вооружались штурмовые орудия StuG III
Тип орудия
длина
ствола, мм
длина гильзы
снаряда, мм
диаметр
гильзы, мм
длина
снаряда, мм
масса бронебойного
снаряда, кг
7,5cm Kan.L/24
1766.5
243
81.7
507
6,8
7,5cm StuK lg.L/40
3031
514
89
794
6,8
7,5cm StuK40 L/43
3281
495
102
748
6.8
7,5cm SiuK 40 L/48
3615
495
102
748
6,8

Боеприпасы штурмовых орудий и гаубиц:

Боеприпасы штурмовых орудий и гаубиц

нажмите на картинку для увеличения

Бронепробиваемость листов, установиенных под углом 30 гр к вертикали
Тип орудия
тип
снаряда
начальная
скорость, м/с
толщина пробиваемой брони (мм)
на дистанции (м)
100
500
1000
1500
2000
7,5cm Kan.L/24
K.Gr.Patr.rot.Pz
385
41
39
35
33
30
7,5cm StuK lg.L/40
K.Gr.Patr.rot.Pz
685
65
64
62
59
55
7,5cm StuK 40 L/43
Pzgr.Patr.39
740
98
91
82
72
63
7,5cm StuK 40 L/48
Pzgr.Patr.39
790
106
96
85
74
64

Sturmgeschütz Ausf.F
(StuG III Ausf.F)

Согласно данным, представленным фирмой "Даймлер-Бенц" 4 февраля 1942 г., штурмовое орудие модели Ausf.F являлось вариантом машины Ausf.E с усиленным вооружением. Изменение обозначения отражало замену 75-мм пушки с длиной стволa 24 калибра - 43-калиберным орудием "7,5cm Sturmkanone 40 L/43". С марта по сентябрь 1942 г. было построено 366 штурмовых орудий модели Ausf.F (номера шасси 91035-91400).

StuG III Ausf.F

Машина марки Ausf.F проектировалась, как модификация самоходки "Sturmgeschutz " Ausf.E. Изменения в конструкции касались лобовой части рубки, были введены новые контейнеры под более длинные снаряды к новой пушке. Чтобы обеспечить сектор горизонтального наведения в 20 гр пришлось увеличить вырез в лобовой части рубки, крыша рубки не изменилась, за исключением установки в ее кормовой части вентилятора под бронеколпаком. Вентилятор предназначался для удаления пороховых газов из боевого отделения после выстрела.
Масса машины возросла с 22 т у Ausf.E до 23.2 т у Ausf.F.
Штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными пушками (как со стволами длиной 43, так и со стволами длиной 48 калибров) получили обозначение Sd.Kfz.142/1. Стоимость одной машины составляла 82 500 рейхсмарок.

Sturmgeschütz Ausf.F

Первым подразделением, получившим новые машины, стал батальон штурмовой артиллерии дивизии "Великая Германия", который получил 22 штурмовых орудия с пушками "7,5сm "Sturmkanone" 40 L/43". Начиная с мая 1942 г., в кормовой части корпуса машин устанавливалась закрытая бронеколпаком дымопусковая система "Nebelkerzenabwurfvorrichtung".

7,5сm Sturmkanone 40 L/43

75-mm StuK40 L/43

На совещании у Гитлера, проходившего 6 и 7 мая 1942 г., было решение увеличить, по возможности, толщину лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. В качестве промежуточной меры разрешалось усиливать бронезашиту путем наварки дополнительных накладных листов. Накладная броня увеличивала массу машины примерно на 450 кг. что могло негативно сказаться на ходовых качествах штурмовых орудий, особенно на величине максимальной скорости. Концепция боевого применения штурмовых орудий предусматривала их использование в составе взвода независимо от танков. Поскольку основной задачей машин являлась непосредственная поддержка пехоты, со снижением скорости можно было смириться.

Sturmgeschütz Ausf.F

4 июня Гитлер отдал указание всемерно ускорить работы по доведению лобовой брони штурмовых орудий до 80-мм. Ранее назначенный срок - середина июля 1942 г. - теперь считался слишком поздним. Гитлер также настаивал на увеличении производства штурмовых орудий в кратчайшие сроки до 100 машин в месяц.
23 июня 1942 г. Гитлер вновь декларировал, что увеличение лобовой брони штурмовых задачей является срочным делом. На совещании 28-29 июня 1942 г. было доложено, что усиленную броню получают все вновь построенные машины.

Согласно спецификации №8 от 20 июня 1940 г. штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, должны поставляться с установленной дополнительной 30-мм броней. Передача заказчику машин с накладной броней началась с 11 июня. Согласно рапорту от 6 августа 1942 г.. в июле 1942 г. было изготовлено 60 штурмовых орудий с лобовой броней толщиной 80-мм и ни одного - с лобовой броней толщиной 50-мм.

На последние 11 машин выпуска июня 1942 г. и все последующие штурмовые орудия наваривались 30-мм бронелисты на лобовую часть рубки и верхний и лобовой листы корпуса. В это же время, две передние фары заменили одной фарой "Нотек" (устанавливалась на верхнем лобовом листе корпуса по центру). С августа 1942 г. изменилась конфигурация наклонных лобовых листов рубки (над смотровым прибором механика-водителя и аналогичного листа справа от пушки), угол наклона листов был увеличен: штатный боекомплект увеличили до 54 снарядов за счет отказа от размещения снарядов в индивидуальных контейнерах.

Sturmgeschütz Ausf.F/8
(StuG III Ausf.F/8)

С сентября 1942 г. на сборочной линии штурмовые орудия марки Ausf.F сменили машины модели Ausf.F/8, их выпуск продолжался до декабря 1942 г. Всего было изготовлено 250 машин Ausf.F/8 (номера шасси 91401-91650).

Sturmgeschütz Ausf.F/8

Штурмовые орудия "Sturmgeschutz" Ausf.F/8 строились на базе шасси 8./Z.W. танков PzKpfw III AusfJ - Ausf.N. Рубка установки осталась практически неизменной по сравнению с рубкой машины Ausf.F. Размер отверстия в люке наводчика под оптическую головку прицела был уменьшен. А сверху предусмотрена возможность монтажа прополочного ограждения. Смотровые двустворчатые люки в верхнем лобовом листе корпуса заменены одностворчатыми, вместо буксировочных крюков, для зацепления тросов предусмотрены отверстия в удлиненных бортовых листах корпуса (аналогичные шасси 8./Z.W. танка PzKpfw III).

StuG III Ausf.F/8

Начиная с машин модели Ausf.F/8 складные мачты радиоантенн заменили фиксированными. В крыше моторного отделения были сделаны прикрытые бронеколпаками отверстия, улучшившие охлаждение двищтеля. аналогичные изменения вносились и в конструкцию крыши моторного отделения танков PzKpfw III. Предкрылки надгусеничных крыльев стали более короткими. С ноября 1942 г. смотровые люки тормозных механизмов вновь стали выполняться двустворчатыми.

Начиная с октября 1942 г., накладную броню лобовой части корпуса стали не наваривать, а крепить к корпусу и рубке болтовыми соединениями, что позволило сократить трудозатраты на изготовление одной машины.

StuG III Ausf.F/8

В декабре 1942 г. несколько штурмовых орудий получили экспериментальные пулеметные щитки, установленные па крыше рубке. Заряжающий, когда он вел огонь из пулемета, теперь получил некоторую защиту от пуль и осколков. Штатной установка щитка на машины "Sturmgeschutz" Ausf.F/8 стала, начиная с января 1943 г.

В мае 1943 г. штурмовые орудия стали комплектоваться стальными противокумулятивными экранами "Schurzen". Щитки и экраны ставились на ранее построенные машины модели Ausf.F/8, выпуск которых был прекращен в декабре 1942 г.

Согласно приказу №21 от 21 октября 1942 г. штурмовые орудия следовало оборудовать системой обмена горячей водой. Аналогичная система использовалась на танках PzKpfw III для запуска двигателей в холодную погоду; вода из радиаторов танка с работающем мотором поступала в радиаторы "холодной" машины и прогревала мотор.

На совещании у Гитлера 2 октября 1942 г. принимается решение оборудовать большую часть штурмовых орудий гусеницами с траками зимнего типа. В соответствии с принятым решением, до 1 января 1943 г. такие траки должны были получить 75% всех предназначенных к переоборудованию машин. Все штурмовые орудия с зимними гусеницами предназначались для подразделений Групп армий "Север" и "Центр".

Гитлер обратил внимание на неудачную конструкцию дульного тормоза, который при выстреле давал очень много дыма, ограничивающего видимость наводчику и дал указание немедленно принять меры к уменьшению дымообразования при выстреле.

Sturmgeschütz Ausf.G
(StuG III Ausf.G)

Выпуск последней модели штурмового орудия на шасси Z.W., Ausf.G. начался в декабре 1942 г. и продолжался вплоть до марта 1945 г. Машины, изготовленные фирмой "Алкетт " имели номера шасси 91651-94250., номера шасси машин второй серии, построенной на фирме "Алкетт", начинались с №105001 .Фирма "МIAG" начала выпуск штурмовых орудии с февраля 1943 г., номера шасси начинались с №9501.

Sturmgeschütz Ausf.G

Машины модели Ausf.G получили командирскую башенку, что привело к увеличению высоты установки до 2160-мм, были ликвидированы бортовые бронеконтейнеры спонсоны, бортовые листы рубки выполнялись наклонными. Задняя стенка боевого отделения - вертикальная. Бронеколпак вентилятора остался на прежнем месте - по центру задней части крыши боевого отделения. по его высота стала меньше: электромотор вентилятора крепился к крыше боевого изнутри и не выступал по высоте за пределы боевого отделения, над крышей возвышался лишь диск, прикрывающий сверху щель для выхода пороховых газов.

StuG III Ausf.G

Несмотря на то, что на машинах Ausf.G несколько увеличили высоту боевого отделения в кормовой части, вентилятор все равно мешал работе заряжающего. В январе 1943 г. вентиляторы стали устанавливать не в крыше боевого отделения, а в середине кормовой стенки рубки.

За счет применения наклонных бортовых листов рубки удалось увеличить внутреннее пространство боевого отделения с обоих сторон орудия в районе рабочего места наводчика. Была улучшена баллистическая защита прицела наводчика. Толщина наклонного бронелиста над местом механика-водителя, так же как и аналогичного бронелиста с правой стороны от орудия, доведена до 30-мм.

StuG III Ausf.G

На машинах, выпущенных до октября 1943 г. командирская башенка имела круговое вращение и монтировалась на шаровых опорах. Из-за нехватки шарикоподшипников, с сентября 1943 г. стали ставить неподвижные башенки; с августа 1944 г. и до конца войны самоходки вновь стали получать командирские башенки кругового вращения.


 
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz