Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ "ЯГДПАНТЕРА"

Panzerjager 8,8 cm auf Panther I (до 29.11.1943 года)
Sd.Kfz. 173 Panzerjager V "Jagdpanther"

Истребитель танков

Наряду с созданием среднего танка Т-V "Пантера" был разработан так называемый истребитель танков "Ягдпантера", у которого в неподвижном боевом отделении противоснарядного бронирования была установлена более мощная, чем на танке, артсистема - 88-мм полуавтоматическая пушка с длиной ствола 71 калибр. Подкалиберный снаряд этой пушки имел начальную скорость 1000 м/с и на расстоянии 1000 м пробивал броню толщиной 100-мм-200-мм. Такой же пушкой вооружались тяжелые танки Т-VIВ "Королевский тигр". Просторный безбашенный корпус истребителя танков был выполнен с целесообразным наклоном броневых листов. По своему внешнему виду он напоминал корпуса советских самоходных установок СУ-85 и СУ-100.

Кроме орудия, в боевом отделении на шаровой опоре устанавливался 7,92-мм пулемет. Так же, как и базовая машина, истребитель танков имел устройство для продувки ствола сжатым воздухом после выстрела, радиостанцию, танковое переговорное устройство, телескопический и панорамный прицелы. Для преодоления водных преград он снабжался оборудованием для подводного вождения. Всего за время войны немецкая промышленность выпустила 392 истребителя танков "Ягдпантера". Они с 1944 года использовались в тяжелых истребительно-противотанковых частях и являлись лучшими немецкими машинами данного класса.

"Ягдпантера" - самый эффективный истребитель танков

Во второй половине 1943 года германское Верховное командование поставило задачу фирме "MIAG" разработать прототип тяжелого истребителя танков на шасси "Пантеры". Согласно техническим условиям машина должна была иметь башню с наклонной броней и мощную 88-мм пушку РаК43/3 длиной ствола 71 калибр. В середине октября 1943 года фирма изготовила прототип "Ягдпантеры" на базе "Пантеры" Ausf.А. Немцы решили продолжать работу над машиной, поскольку нуждались в эффективной платформе для смертоносной 88-мм пушки. Предыдущие истребители танков на гибридном шасси PzKpfw III и IV вооруженные 88-мм пушкой (например, "Насхорн"), оказались неэффективными. Шасси могли выдерживать пушку только в том случае, когда броня башни оставалась очень тонкой (для экономии веса), поэтому такие машины не могли выдерживать попадания снарядов современных противотанковых пушек. Из-за этого в начале 1944 года производство "Насхорнов" было прекращено в пользу "Ягдпантер".

Ягдпантера

Первые серийные "Ягдпантеры" на шасси новой версии "Пантеры" - Ausf.G - сошли с конвейера завода фирмы "MIAG" в феврале 1944 года. Вес машины был значителен - 46,2 т. Она имела сравнительно толстую лобовую броню - 80-мм. Толщина бортовой брони составляла 50-мм. Однако уровень защиты машины был высок за счет сильного наклона бронеплит (от 35 до 60 градусов), что обеспечивало эффективное рикошетирование попадающих в САУ снарядов. Сильный наклон брони способствовал тому, что машина имела низкий силуэт. Это также повышало ее живучесть на поле боя. 88-мм пушка РаК43/3 имела угол горизонтальной наводки 11 градусов вправо и влево. Чтобы поразить цель, находящуюся под большим углом, нужно было поворачивать всю машину - эта слабость присуща всем истребителям танков. Кроме того, для обороны в ближнем бою "Ягдпантера" была оснащена 7,92-мм пулеметом MG-34 в шаровой установке, установленным в лобовой части корпуса.

Истребитель танков

Официальная фотография прототипа "Ягдпантеры"

Несмотря на относительно большой вес, "Ягдпантеру" нельзя было назвать медленной или малоподвижной. Машина имела мощный 12-цилиндровый двигатель "Майбах" HL230 мощностью 700 л. с и была довольно подвижна благодаря широким гусеницам и подвеске. В результате машина имела довольно низкий показатель удельного давления на грунт, который был меньше, чем у гораздо более легкого и имеющего меньшие размеры штурмового орудия StuG 3. По этой причине "Ягдпантера" была быстрее любого другого истребителя танков как на шоссе (максимальная скорость 45 км/ч), так и на бездорожье (максимальная скорость 24 км/ч).

"Ягдпантера" стала самым эффективным немецким истребителем танков. В ней удачно сочетались огневая мощь, хорошая броневая защита и превосходная подвижность.
Немцы выпускали машину с февраля 1944-го до апреля 1945 года, когда производство танков в Германии прекратилось из-за наступления союзников. За это время армия получила 382 машины, то есть среднемесячный объем выпуска составил скромную цифру 26 "Ягдпантер". В течение первых десяти месяцев производством машины занималась только фирма "MIAG", начиная с декабря 1944 года к ней присоединилась фирма "MNH" - целью было увеличить среднемесячный выпуск "Ягдпантер" до 150 машин в месяц. Планам не суждено было сбыться - в основном из-за бомбардировок союзников, а также из-за трудностей с поставками некоторых важнейших деталей. Независимо от причин, немцы так и не смогли получить в 1944-1945 гг. достаточное количество "Ягдпантер". Если бы получилось наоборот, союзникам было бы значительно труднее разгромить нацистский Третий Рейх.

создание ягдпантеры

По мере производства в базовую модель постоянно вносились незначительные изменения По меньшей мере трижды менялась форма маски, и все модели за исключением машин первого выпуска, вооружались орудиями, стволы которых состояли из двух частей, что облегчало их замену в случае износа. Боекомплект "Ягдпантеры" состоял из 60 выстрелов и 600 патронов калибра 7,92-мм к пулемету MG-34.

Тактико-технические характеристики Ягдпантеры

Экипаж
5
Вес
45,5 т
Общая длина
9,86 м
Длина корпуса
6,87 м
Ширина
3,29 м
Высота
2,72 м
Двигатель
12-цилиндровый бензиновый двигатель"Майбах" HL230Р30
Мощность
700 л. с.
Запас топлива
700 л
Скорость
46 км/ч
Запас хода
210 км (по шоссе), 140 км (по бездорожью)
Основное вооружение
88-мм пушка РаК43/3 L/71
Дополнительное вооружение
7,92-пулемет MG-34
Бронирование
Лоб корпуса
60 мм, угол наклона брони 35 градусов
Борт корпуса
40 мм, угол наклона брони 90 градусов
Тыл корпуса
40 мм, угол наклона брони 60 градусов
Крыша корпуса
17 мм, угол наклона брони 5 градусов
Лоб башни
80 мм, угол наклона брони 35 градусов
Борт башни
50 мм, угол наклона брони 60 градусов
Тыл башни
40 мм, угол наклона брони 60 градусов
Крыша башни
17 мм, угол наклона брони 5 градусов

 

Истребитель танков "Ягдпантера".
Техническое описание.

Корпус и рубка "Ягдпантеры".
Корпус сварен из стальных прокатанных гетерогенных плит. Масса бронекорпуса около 17000 кг. Стены корпуса и рубки располагались под разными углами, что способствовало рассеиванию кинетической энергии снарядов. Сварные швы дополнительно усиливались шпунтами и пазами.

Корпус раннего типа
Истребитель танков
Ягдпантера
Корпус позднего типа
Корпус Ягдпантеры
Корпус позднего типа
Нажмите на схему для увеличения

Для производства "Ягдпантер" использовался стандартный корпус танка PzKpfw V "Panther" Sd.Kfz.171. В передней части корпуса находилась коробка передач, слева и справа от нее размещались механик-водитель и стрелок-радист. У места стрелка-радиста в лобовой броне в шаровой установке монтировался курсовой пулемет MG-34 калибра 7,92-мм. Механик-водитель управлял машиной с помощью рычагов, включавших или выключавших бортовые передачи. Справа от сиденья механика-водителя располагались рычаги переключения передач и ручного тормоза. По бокам от сиденья находились рычаги аварийного управления бортовыми тормозами. Место механика-водителя оборудовалось приборной доской. На доске монтировали тахометр (шкала 0-3500 об/мин), термометром системы охлаждения (40-120 градусов), указателем давления масла (до 12 ГПа), спидометром, компасом и часами. Все перечисленные приборы находились справа от сиденья. Обзор с места механика водителя обеспечивался через одинарный (двойной) перископ, выведенный на лобовую броню. У машин поздних производственных серий кресло механика-водителя подняли на 50-мм-75-мм.

Ягдпантера

Нажмите на компоновочную схему "Ягдпантеры" для уведичения

Справа от коробки передач находилось место стрелка-радиста. Радиостанция монтировалась на правой стене корпуса. Обзор с места стрелка-радиста обеспечивал единственный оптический прицел Kgf2 для курсового пулемета. Пулемет МG-34 калибра 7,92-мм размещался в шаровой установке. 8 сумок с лентами по 75 патронов подвешивались справа и слева от места стрелка-радиста.

Центральную часть машины занимало боевое отделение, где находились стеллажи с 88-мм выстрелами, казенная часть пушки 8,8 cm Рак43/2 или Рак43/3, а также места остальных членов экипажа: наводчика, заряжающего и командира. Боевое отделение со всех сторон было закрыто неподвижной рубкой. На крыше рубки имелись два круглых люка для членов экипажа. В задней стенке рубки имелся прямоугольный люк, служивший для эвакуации экипажа, выброса стреляных гильз, погрузки боекомплекта и демонтажа орудия. Дополнительный небольшой лючок предназначался для выброса стреляных гильз. В задней части корпуса находилось двигательное отделение, отгороженное от боевого отделения противопожарной переборкой.
Двигательное отделение и вся задняя часть корпуса полностью соответствовала серийной "Пантере". У некоторых машин на задней части рубки крепился контейнер для запасных частей.

Схема бронирования "Ягдпантеры"

Двигатель и трансмиссия истребителя танков.
Самоходные истребители танков "Ягдпантера" приводились в движение двигателями "Maybach" HL230Р30, которые выпускали фирмы "Maybach" во Фридрихсхафене, и "Auto-Union AG" в Хемнице.
Это был 12-цилиндровый V-образный (угол развала цилиндров 60 градусов) рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов. Диаметр цилиндра 130-мм, ход поршня 145-мм, рабочий объем 23095 см3. Поршни чугунные, блок цилиндров алюминиевый. Люфт поршня 0,14-мм-0,16-мм, люфт клапанов 0,35-мм. Степень сжатия 1:6,8, мощность 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об./мин. и 600 л.с.(441 кВт) при 2500 об./мин. Сухая масса двигателя 1280 кг. Длина 1310-мм, ширина-1000 мм, высота 1190-мм.

Система охлаждения включала в себя два радиатора, расположенных слева и справа от двигателя. Радиаторы были размером 324x522x200-мм. Рабочая поверхность радиатора 1600 см2. Максимальная темперагура охлаждающей жидкости 90 градусов, рабочая температура 80 градусов. Циркуляцию в системе охлаждения обеспечивал червячный насос "Pallas". Емкость системы охлаждения 132 л.

"Ягдпантера" раннего типа

Циркуляцию воздуха в двигательном отделении обеспечивали два вентилятора "Zyklon" диаметром 520-мм. Скорость вращения вентиляторов колебалась между 2680 и 2765 об./мин. Вентиляторы отбирали мощность от коленвала через коническую передачу. Каждый вентилятор гнал воздух через два воздушных фильтра. Вентиляторы и фильтры выпускала фирма "Mann und Hummel" в Людвигсбурге. В надмоторной бронсплите имелись четыре дополнительных воздухозаборника, забранных металлической сеткой.

Двигатель оснащался четырьмя карбюраторами "Solex" 52 JFF IID. Топливо - бензин OZ 74 (октановое число 74) - заливали в шесть баков обшей емкостью 700 (720) литров. Топливо в карбюраторы подавалось с помощью насоса "Solex". Также имелся ручной аварийный насос. Справа от двигателя находился маслобак. Маслонасос отбирал мощность от ведущего вала двигателя. В сухой двигатель заливали 42 л масла, при смене масла заливали 32 л.

"Ягдпантера" позднего типа

Крутящий момент передавался от двигателя коробке передач через два карданных вала.
Коробка передач ZF ЛК 7-400 механическая, полуавтоматическая, с преселекцией. Коробку передач выпускали фирмы "Zahnradfabrik AG" в Фридрихсхафене, "Waldwerke Passau" и "Adlerwerke" во Франкфурте-на-Майне. Коробка передач имела семь скоростей и задний ход. Управление коробкой передач осуществлялось гидравлически, рычаг переключения передач находился справа от сиденья механика-водителя. 2-я и 7-я передачи были синхронизированы. Сцепление многодисковое сухое "Fichtel und Sachs" LAG 3/70H с гидравлическим управлением.
Механизм рулевого управления "MAN" состоял из главной передачи, плане гарной передачи, бортовой передачи и понижающего редуктора. Тормоза LG 900 гидравлического типа. Ручной тормоз "MAN". Рычаг ручного тормоза находился справа от сиденья механика-водителя.

ходовая часть


 

Ходовая часть Panzerjager V "Jagdpanther".
Опорные катки (по 3x8 на борт) независимо подвешивались на рычагах к торсионам диаметром 60-мм-63-мм (диаметр головки торсиона 90-мм). Ведущие и направляющие колеса изготавливали фирмы "Bergische Stahlindustric" (Ремшанд), "Bochtimer Verein" (Бохум), "Karcher und Ко" (Вормс), "Ruhrstahl AG" и "Dingier". Опорные катки размером 860х100-мм, штамповались из стального листа толщиной 4-мм и оснащались резиновым бандажом. Катки внутреннею и наружною рядов были одиночными, а внутреннего ряда - сдвоенными. Максимальный ход опорного катка достигал 510-мм. Удельное давление катка на грунт составляло 1410 Н/см2. Статический индекс жесткости катка составляла 8-мм/кг. Дополнительно в передней части корпуса помещался маленький поддерживающий каток. Ведущее колесо диаметром 821-мм имело 17 зубьев. Между 2 и 7 маятниками монтировались два амортизатора "Siepmann" . С конца 1944 года задний амортизатор ставить на машины перестали. В кормовой части помещалось направляющее колесо с механизмом натяжения. Машины поздних производственных серий комплектовали самоочищающимися направляющими катками диаметром 660-мм.

конструкция ягдпантеры

Смазка ходовой части проводилась с помощью замкнутой системы, находящейся под давлением. Гусеницы двухгребневые, с раздельными траками типа Kgs 64/660/150. Ширина гусеницы 660-мм, длина шкворня, соединяющего траки, 555-мм, диаметр шкворня 20-мм. Траки отливались из марганцевого сплава. На гусеницы можно было устанавливать антипробуксовочные зубья. Гусеницы изготавливала фирма "Trachenwerke" (Гамбург). Опорная длина гусениц 3920-мм, ширина 660-мм. В каждой гусенице было по 86 траков (с октября 1944 года по 87 траков). Клиренс 560-мм. Верхний отрезок гусеницы защищался экранами (Schuertzen) из металлического листа толщиной 5-мм.

Ходовая часть

Рулевой механизм двухступенчатый H&S L801. Планетарная передача располагалась за коробкой передач, передаточный коэффициент бортовой передачи 1:12,56. Механические тормоза типа "Argus" выпускались фирмой "Sueddeutsche Arguswerke" (Карлс-Руэ).

Электрооборудование "Ягдпантеры".
Одножильное, напряжение 12В. Источник тока генератор "Bosch" CJTLN 700/12-I500L1 мощностью 0,7кВт. Два аккумулятора "Bosch" 12В 150 емкостью 150 Ампч и напряжением 12В размещались под полом боевого отделения. Электрический стартер "Bosch" BPD 6/24 ARS 15 мощностью 6 л.с.(4,4 кВт) работал при напряжении 24В. Зажигание электрическое, два магнето Bosch JGN 6R 18. Очередность воспламенения цилиндров 12-11-8-5-10-3-7-6-1-2-9-4. Свечи "Bosch" W 225T1.

истребитель танков

Кроме электрического стартера двигатель можно было пустить с помощью безынерционного стартера "Bosch" AL/ZM 1 или с помощью рукоятки, которую вращали два члена экипажа. Позднее появилась возможность пуска двигателя с помощью вспомогательного двухтактного двигателя. Для пуска двигателя также использовали моторы "Кюбельвагена".
Кроме того, от бортовой сети питалась подсветка прицелов и приборной доски, звуковой сигнал, фара, размещенная на левом крыле, ходовой огонь "Notek", привод вентилятора, пуск орудия и пулемета.

Вооружение истребителя танков "Ягдпантера".
Истребитель танков "Ягдпантера" был вооружен созданной в 1939-43 годах пушкой 8,8 cm Рак43/2 или Рак43/3 L/71 калибра 88-мм. Длина ствола 6300-мм (71 калибр), общая длина 6595-мм. Внутри ствола имелись 32 правых нареза глубиной 1,2-мм и шириной 5,04-мм. Замок пушки клинового типа.

истребитель танков

Угол склонения/возвышения -8...+14 градусов, сектор обстрела по 13 градусов влево и вправо. Противооткатный механизм гидравлического типа. Нормальный откат 380-мм, максимальный откат 580-мм. Когда откат превышал 580-мм, следовало сделать перерыв в стрельбе. Масса пушки 2265 кг. Электрический спуск включался кнопкой у места наводчика.

88 mm Рак43/3
пушка
Пушка

Основным видом боеприпасов для пушки были бронебойные снаряды PzGr39/1 массой 10,2 кг и начальной скоростью 1000 м/с. На дистанции 500 м снаряд PzGr39/1 пробивал броню толщиной 185-мм, на дистанции 1000 м - 165-мм, на дистанции 2000 м - 132-мм. Это означало, что "Ягдпантера" могла вести огонь на поражение, сама оставаясь на безопасном расстоянии. Подкалиберные снаряды массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с пробивали на дистанции 2000 м броню толщиной 153-мм, а на дистанции 500 метров - 217-мм.
Кроме того, пушка могла стрелять фугасными снарядами SprGr43 массой 9,4 кг и начальной скоростью 750 м/с. Боекомплект составлял 57 (позднее 59) выстрелов. Выстрелы размещались на полу и вдоль бортов боевого отделения. В походном положении стволу пушки придавали возвышение 7 градусов.

Варианты маски пушки
Прототип и ранние машины
бронетехника
танки вермахта
До августа 1944 г.
С сентября 1944 г.
С октября 1944 г.

Дополнительное вооружение составлял пулемет MG-34 калибра 7,92 с боекомплектом 600 патронов (8 лент). Пулемет располагался в шаровой установке "Kugelblende" 80 справа от пушки. Оптический прицел Kfg2, обеспечивал 1,8-кратное увеличение. Шаровая установка позволяла придавать пулемету углы склонения/возвышения -10...+15 градусов и обеспечивала сектор обстрела 5 градусов влево и вправо. Стреляные гильзы и пустые ленты собирались в специальном мешке, закрепленном под пулеметом.

Кроме того, "Ягдпантера" была вооружена минометом ближнего боя "Nahverteidungswafte", стрелявшим осколочными ("Sprenggranatpatrone" 326Lp), дымовыми ("Schnellnebcnkerzen" 39), сигнальными ("Rauchsichtzeichen Orange" 160) или осветительными ("Leuchtgeschossen" R) гранатами. Гранатомет имел фиксированный угол возвышения (50 градусов) и круговой сектор обстрела. Дальность стрельбы осколочными гранатами составляла 100 м.

Раннее производство
Раннее производство
Средний период
Средний период
Ягдпантера
Поздний период производства
истребитель танков
Командирская "Ягдпантера"

Прицелы.
Самоходные истребители танков "Ягдпантера" оснащались прицелом SflZF5, а позднее прицелом WZF1/4. Первый прицел - телескопического типа с одним объективом, обеспечивал трехкратное увеличение при поле зрения 8 градусов. Прицел был откалиброваан до 3000 м для снарядов PzGr39/1 и до 5300 м для PzGr 40/43. Прицел позволял направлять пушку на расстояния до 15300 м.
Позднее, на "Ягдпантеры" устанавливали прицел WZF1/4. Это был телескопический прицел, обеспечивающий 10-кратное увеличение при углу зрения 7 градусов. Прицел был откалиброван на дистанции до 4000 м для снарядов PzGr39/1, до 2400 метров для подкалиберных PzGr40/43, а также до 3400 м для фугасных снарядов.

танки германии

Радиостанция.
Истребители танков "Ягдпантерa" оснащали радиостанцией FuG5 с передатчиком тип "с" мощностью 10Вт, работающим в диапазоне 27-33МГц, и приемником Fu2 тип "е", работающим в том же диапазоне. Дальность связи при использовании телефонов составляла 6,4 км, при использовании ключа - 9,4 км.
Командирские "Ягдпантеры" (Panzerbefehlswagen "Jagdpanther") дополнительно оснащались радиостанцией FuG8 мощностью 30Вт (передатчик тип "а", приемник тип "с") радиусом действия 10 км (телефон) и 50-80 км (ключ). Передатчик работал на средних волнах в диапазоне 1130-3000кГц. Приемник тип "с" работал в диапазоне 835-3000кГц, или тип "d" - в диапазоне 580-3000кГц.
Радиостанция FuG5 оснащалась штыревой антенной высотой 2 м, а радиостанция FuG8 - звездообразной антенной ("Sternantenne" d) высотой 1,4 м. Причем антенна для FuG8 крепилась на основании ("Antenenftiss Beweglich" Nr 1) диаметром 104-мм, окруженным фарфоровым изолятором. Возле мест каждого члена экипажа находился разъем системы внутренней связи FuGSpr.

танки вермахта

Система пожаротушения.
Истребители танков "Ягдпантера" оснащались автоматической системой пожаротушения. В случае, когда температура внутри двигательного отделения превышала 120 градусов, биметаллические контакты включали огнетушитель, который заливал противопожарной смесью "СВ" топливный насос, и карбюраторы. Второй огнетушитель заливал той же смесью корпус двигателя. На полу боевого отделения находились три небольшие ручные огнетушителя. В полевых условиях экипажи старались раздобыть еще несколько дополнительных огнетушителей.

истребители танков вермахта

Дополнительное оборудование.
Дополнительное оборудование крепили к бортам корпуса и крыльям. На левом борту помещались буксирные тросы, буксирный крюк, лопата и ножницы для резки колючей проволоки. На правом борту находились кайло, лом, огнетушитель, буксирный крюк, ножницы для резки колючей проволоки.
На левом борту помещался цилиндрический контейнер с банником. Запасные гусеничные траки навешивались на кормовой части корпуса. Некоторые запасные части, инструменты и аптечка хранились внутри боевого отделения.


 
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz