ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ IV "БРУММБЕР"Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166). Установка разработана в 1943 году на базе танка Т-IV и предназначалась для непосредственной поддержки пехоты и танков. Установка была вооружена 150-мм гаубицей с длинной ствола 12 калибров. Гаубица раздельного заряжения с начальной скоростью снаряда 210 м/с устанавливалась в просторной бронированной боевой рубке с помощью сферической маски. Самоходная установка имела сильное бронирование: толщина лобовой брони корпуса составляла 80-мм, рубки - 100-мм, борта корпуса имели толщину 30-мм и дополнительно защищались броневыми экранами. В качестве приборов управления огнем использовались танковый телескопический и панорамный прицелы, что позволяло вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Недостатком самоходной установки являлась чрезмерно большая нагрузка на шасси, что часто приводило к выходу из строя ходовой части. Установка выпускалась серийно в течение 1943 и 1944 годов, всего было изготовлено около 700 машин, использовавшихся в ротах тяжелых пехотных орудий гренадерских полков и в подразделениях самоходной артиллерии. В начале 1942 г. фирма "Алкетт" получила задание разработать и запустить в производство новый штурмовой танк; работы предписывалось вести в кооперации с фирмой "Крупп".Фирма "Алкетт" предложила вариант с массивной бронерубкой, наложенной на модифицированное фирмой "Крупп" шасси танка PzKpfw IV. В плоском наклонном лобовом бронелисте рубки монтировалась 150-мм штурмовая гаубица. Как и ряд предшествующих проектов, самоходки "Sturmhaubitze" 42 (Sd.Kfz.142/2) и StuG 33 рассматривались в качестве "временных мер". Альберт Шпеер приказал вести проектирование "Sturmpanzer"IV, фактически прямой предшественницей машины "Бруммбар" стала самоходка StuG 33. На проходившем 2 октября 1942 г. Шпееру было доложено состояние работ по штурмовому танку "Sturmpanzer" IV; 14 октября 1942 г. с проектом ознакомился Гитлер. Гитлер дал указание изготовить 40-60 штурмовых танков к весне 1943 г. В качестве базы самоходки было взято шасси танка PzKpfw IV, вооружение - гаубица 150 mm StuH 43 L/12 (танковый вариант пехотного орудия Шкода slG 33). В это же время Гитлер дал указание начать проектирование нового варианта самоходки, вооруженной мортирой калибра 210-мм или 220-мм. Предложение фюрера, однако, не было воплощено в жизнь. В феврале 1943 г. фирма Шкода изготовила деревянный макет машины "Sturmpanzer" IV (Sturmpanzer 43). Самоходка получила следующее полное обозначение: "Sturmgeschutz" IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166). В марте 1943 г. были готовы первые шесть из 60 заказанных штурмовых танков, до конца апреля удалось изготовить еще 40 машин. Последние 14 машин поставили в мае 1943 г. В основном самоходки собирались на основе вновь построенных танковых шасси, однако несколько машин переделали из уже готовых PzKpfw IV. Новые шасси поставляла фирма "Нибелунгенверке" из Сент-Валентайна; 52 штурмовых танка первой партии изготовили на основе вновь построенных шасси танков PzKpfw IV Ausf.G, для восьми машин использовались переоборудованные шасси танков PzKpfw IV Ausf.Е и Ausf.F. В дальнейшем приняли решение для производства самоходок использовать только имеющиеся танковые шасси. Окончательная сборка штурмовых танков велась на арсенале в Вене (Herreszeugamt Wien) в кооперации с фирмами "Заурерверке" и "Зиммеринг-Грац-Паукер".На полигоне в Восточной Пруссии 14-15 мая высшие чины третьего Рейха осмотрели новый образец бронетехники. Альберт Шпеер писал: Среди других недостатков штурмового танка "Бруммбар" следует отметить ненадежную трансмиссию и недостаточную мощность двигателя, большой расход топлива. Отсутствие оборонительного пулеметного вооружения делало штурмовой танк беззащитным перед угрозой со стороны специальных противотанковых команд противника. Единственным средством самообороны экипажа самоходки являлись пистолеты-пулеметы МР-40, стрелять из которых можно было сквозь специальные амбразуры, изначально предназначенные для сведения огня из пистолетов. Амбразуры находились в бортовых листах бронерубки. Экипаж штурмового танка "Бруммбар" состоял из четырех (реже - из пяти) человек, так как заряжающий выполнял еще и обязанности радиста, при разделении этих функций экипаж увеличивался до пяти человек. На первых танках "Бруммбар" рабочее место механика-водителя комплектовалось наблюдательным устройством "Fahrersehklappe-80", аналогичные устройства ставились на тяжелых танках "Тигр I". Из-за саботажа чешских рабочих отмечались поломки механических частей наблюдательного устройства. Большинство штурмовых танков первой партии было потеряно в боях на Курской дуге, под Харьковом и Запорожьем. В октябре 1943 г. было принято решение спроектировать облегченный вариант орудия и бронерубки, чтобы снизить общую массу штурмового танка. Новый вариант пушки получил обозначение StuH 43/1 L/12. Эти орудия устанавливались на 80 машинах второй партии, выпуск которой начался в декабре 1943 г. Несмотря на некоторое снижение массы машины преодолеть "перетяжеленность" шасси штурмового танка удалось только после уменьшения толщины брони. |
Штурмовые танки второй партии комплектовались перископическими наблюдательными приборами вместо устройств "Fahrerschklappe-80". В январе 1944 г. у машин "Sturmpanzer" IV появилось новое официальное наименование - "Sturmpanzer" IV "Brummbar"(медведь гризли). Иногда самоходки называли "Sturmpanzer" 43. В середине 1944 г. изменилась конструкция рубки штурмового танка "Бруммбар". Выпуск машин продолжался до марта 1945 г.: собрали 166 установок третьей и четвертой партий. Последние машины известны как "Abschlusserie". Штурмовые такни поздних выпусков вооружались оборонительным пулеметом MG-34 в шаровой установке "Kugelblende",смонтированной в лобовом бронелисте рубки. С целью снижения массы машины была изменена конфигурация маски пушки и верхней части рубки. Над местом командира в крыше рубки стали устанавливать командирскую башенку от штурмового орудия StuG III Ausf.G, адаптированную к штурмовому танку "Бруммбар". На командирской башенке предусматривалась возможность установки зенитного пулемета. Кроме того танки поздних выпусков комплектовались противокумулятивными экранами schurzen, некоторые машины получили антимагнитную циммеритную обмазку. На поздних "Бруммбарах" удалось излечить большую часть "болезней", присущих первым штурмовым танкам. Штурмовые танки "Бруммбар" зарекомендовали себя в подразделениях панцерваффе как необходимая и надежная система оружия. Для сборки "Бруммбаров" поздних выпусков использовались шасси танков PzKpfw IV Ausf.Н или PzKpfw IV Ausf.J. Шасси танка PzKpfw IV Ausf.Н имело одну-две пары стальных опорных катков без резиновых бандажей, на шасси танка PzKpfw IV Ausf.J все опорные катки не имели резиновых бандажей. Единственной проблемой, которую так и не удалось преодолеть за все время развития линии штурмовых танков "Бруммбар", оставалось нехватка внутренних объемов бронерубки для размещения достаточного количества выстрелов к орудию. При загрузке полного боекомплекта из 38 снарядов калибра 150-мм, экипаж из пяти человек чувствовал себя в машине крайне стесненным. Масса снарядов варьировалась от 25 кг (противотанковый снаряд) до 38 кг (фугасный). Гаубица калибра 150-мм монтировалос в лобовом бронелисте в шаровой маске с некоторым смещение вправо от продольной оси машины. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости - +/- 15 град., в вертикальной - от - 8 град, до +30 град. Гаубица оснащалась оптическим прицелом Sfl.Z.F. la (Selbstfahrlafetten-Zielfemfohr 5x8). Толщина лобового бронелиста составляла 100-мм. На машинах первых выпусков бронекожух ствола был более коротким, чем на машинах поздних серий. На всех штурмовых танках ставились радиоприемники FUG2 USW и 10-ваттные приемо-передающие радиостанции FuG5, танковые переговорные устройства. На машинах поздних выпусков экипаж состоял из пяти человек: командира (его место находилось непосредственно за орудием), двух заряжающих, наводчика и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в отделении управления в передней левой части корпуса. С марта 1943 г. по март 1945 г. было изготовлено четыре партии штурмовых танков "Sturmpanzer" IV и "Sturmpanzer" IV "Brummbar", всего 298 (по другим данным 306), номера шасси 80501-?, 80801-84400, 86601-87100, 89101-?. Сборка осуществлялась на арсенале в Вене и, с июня 1944 г. на заводе фирмы "Дойче Эйзенверке" в Дуйсбурге. "Heereszeugamt Wien" поставил 140 штурмовых танков. "Deutsche Eisenwerke" - 166. Комплектующие для самоходок поставлялись различными фирмами. Штурмовой танк "Sturmpanzer" IV "Brummbar" предназначался для действий совместно с пехотными подразделениями и был разработан специально для ведения уличных боев. На практике выяснилось, что машина крайне эффективно может применяться для разрушения полевых укрепление - блиндажей, пулеметных гнезд, траншей, окопов и.т.д. "Бруммбары" использовались также как машины непосредственной огневой поддержки в пехотных и панцергренадерских частях. Штурмовые танки получили в войсках прозвище "Stupa".
Небольшое количество самоходок средних и поздних выпусков использовались в качестве командирских танков, на них монтировались дополнительные радиостанции и антенны. Под наименованием Bet.Stu.Pz.IV (Befehlsturmpanzcr IV) фирмой "Крупп" был изготовлен один опытный прототип истребителя танков, вооруженного 88-мм пушкой Рак43 L/71. В настоящее время штурмовые танки "Sturmpanzer" IV "Brummbar" можно увидеть во французском танковом музее в Сомюре, в германсокм танковом музее в Мюнстере, в американском музее Абердинского полигона и в подмосковной Кубинке. Тактико-технические характеристики САУ "Бруммбар"
* Боевой вес САУ поздних выпусков превысил 30050 кг
|