ЛЕГКИЙ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Клепанная и сварная башни танка БТ-5
|
|
![]() |
![]() |

Бронирование танка осталось на уровне БТ-2. В отличие от своего предшественника БТ-5 оборудовался радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 "Шакал" устанавливалась только на танки с эллиптической башней на каждую пятую и шестнадцатую машину. Радийные БТ-5 (всего 263 танка) внешне отличались от линейных танков наличием поручневой антенны, расположенной по периметру башни.

Впоследствии эти антенны сыграли негативную роль. Оснащенные радиостанциями танки чаще всего являлись машинами, командиров подразделений, а антенна, хорошо видна издали, являлась своего рода мишенью. Выпуск БТ-5 был прекращен в конце 1934 г., по причине перехода на выпуск танка БТ-7. Танки БТ-5 поступали на вооружение механизированных соединений. Часть танков была передана для учебных заведений, где к лету 1941 г. числилось 324 машины.
Танки БТ. Тактико-технические характеристики
|
БТ-2
с установкой ДА-2 |
БТ-2
(пушечно- пулеметный) |
БТ-5
(1933 г.) |
БТ-5
(1934 г.) |
|
| Боевая масса, т |
10.2
|
11
|
11.6
|
11,9
|
| Экипаж, чел. |
2
|
3
|
3
|
3
|
| Длина корпуса, мм |
5500
|
5500
|
5800
|
5800
|
| Ширина, мм |
2230
|
2230
|
2230
|
2230
|
| Высота, мм |
2160
|
2160
|
2250
|
2250
|
| Клиренс, мм |
350
|
350
|
350
|
350
|
|
Вооружение
|
||||
| Пушка |
37-мм Б-3
|
45-мм 20к
|
45-мм 20к
|
|
| Пулемет |
2x7,62 ДТ
|
7,62 ДТ
|
7,62ДТ
|
7.62 ДТ
|
|
Боекомплект (с рацией/без рации):
|
||||
| снарядов |
92
|
105
|
72/115
|
|
| патронов |
2520
|
2709
|
2700
|
2709
|
|
Бронирование, мм:
|
||||
| лоб корпуса |
13
|
13
|
13
|
13
|
| борт корпуса |
13
|
13
|
13
|
13
|
| корма |
13
|
13
|
13
|
1З
|
| лоб башни |
13
|
13
|
17
|
15
|
| борт башни |
13
|
13
|
17
|
15
|
| корма башни |
13
|
13
|
17
|
15
|
| крыша башни |
10
|
10
|
10
|
10
|
| Двигатель |
«Либерти»
|
«Либерти»
|
М-5
|
М-5
|
| Мощность, л.с. |
400
|
400
|
365
|
365
|
| Макс. скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч |
52/72
|
52/72
|
53/72
|
53/72
|
| Запас хода по шоссе на гусеницах/ колесах, км |
160/200
|
160/200
|
150/200
|
150/200
|
Эксплуатация войсками продемонстрировала более высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах по маршруту Харьков - Москва протяженностью 795 км без поломок. Также без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе.

До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных машин - малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938 г. у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В сентябре 1939 г. БТ-5 приняли активное участие в "освободительном походе" в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки совершили молниеносные марши фактически без потерь. Боевые потери при таких действиях составили считанные единицы.

Широко БТ применялись в советско-финской войне 1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых повреждений и от технических неисправностей распределились фактически поровну. Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных приграничных округах - 632 исправные машины.
С первых же дней войны механизированные соединения, на вооружении которых находились и БТ-5, вступили в бои с частями вермахта. Они использовались в основном для нанесения контрударов по наступающим группировкам противника и несли при этом тяжелые потери, обусловленные разбросанностью соединений, неустойчивостью управления, неорганизованностью ремонтно-восстановительной службы и общей неразберихой начала войны.

За первые месяцы войны большинство участвовавших в ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны. Применялись они и в битве за Москву осенью-зимой 1941 г, и неудачном наступлении под Харьковом, и в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем 1942 г., состава частей Ленинградского фронта, танки БТ-5 использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в январе 1944 г. Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, где им пришлось поучаствовать в последних боях Второй мировой войны - разгроме Квантунской армии Японии.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|


Во время производства и эксплуатации в войсках 







