Меню сайта |
|
|
Кто сегодня был |
|
|
Форма входа |
|
|
|
ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-3
Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.
Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
46,0 — 46,5 т
|
Размеры:
|
|
длина |
6900 мм
|
ширина |
3150 мм
|
высота |
2450 мм
|
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1x122- мм пушка Д-25Т 1 х 12, 7 -мм пулемет ДШК 1 х 1,62- мм пулемет ДТМ
|
Боекомплект |
28 снарядов 250 патронов калибра 12,1 мм 156 патронов калибра 1,62 мм
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
120 мм
|
лоб башни |
250 мм
|
Тип двигателя |
В-11-ИСЗ
|
Максимальная мощность |
520 л.с. |
Максимальная скорость |
40 км/час |
Запас хода |
340 км
|
Из истории создания
Тяжёлый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.
Основные требования предъявлялись к повышению защищённости. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, «обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков «Тигр» и «Пантера» со всех дистанций». Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.
С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 («Кировец-1»). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ «Шершень» и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.
В итогах отчета по испытаниям было сказано: «Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км — не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете».
При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставшийвпоследствии знаменитым двускатный «щучий» нос.
На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжёлый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.
Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении «по-походному» и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.
Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. Курсовой и кормовой пулемёты отсутствовали.
Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.
Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.
30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал «добро» на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.
20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 («Объект 703») № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы. К 1 мая 1945 г. ЧКЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.
Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине в честь победы над Японией.
|
Описание
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовые листы корпуса устанавливались с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Механик-водитель размещался впереди но оси машины. За его сиденьем, в днище, находился запасной люк. Башня - литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смотровой прибор заряжающего МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находился смотровой прибор командира ТПК-1.
Ходовая часть ИС-3 состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.
Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась.
Размещение экипажа в танке
|
1 - командир танка |
3 - наводчик |
2 - механик-водитель |
4 - заряжающий |
Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем - ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту.
При проектировании ИС-3 был допущен целый ряд конструктивных просчетов и ошибок. Поэтому уже в 1946 году была создана комиссия по анализу дефектов этого танка, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. С учетом этих недостатков все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), однако они так и не были доведены до необходимого уровня эксплуатационных требований В середине 1946 года танк сняли с производства.
|
ИС-85
|
ИС-2
|
ИС-3
|
Боевая масса, т |
44
|
46
|
45,8
|
Экипаж, чел. |
4
|
4
|
4
|
Длина корпуса, мм |
6770
|
6770
|
6900
|
С пушкой вперёд, мм |
8560
|
9830
|
9850
|
Ширина, мм |
3070
|
3070
|
3150
|
Высота по крышу башни, мм |
2735
|
2400
|
2440
|
Клиренс |
465
|
465
|
465
|
Вооружение
|
Пушка |
85-мм Д5Т-85 обр. 43 г.
|
122-мм Д-25Т 122-ммД-25Т обр. 43 г. обр. 43 г.
|
Пулемёт |
Зх7,62-мм ДТ Зх7,62-мм ДТ
|
12,7-ммДШК Зх7,62-ммДТ
|
12,7-ммДШК
|
Боекомплект
|
снарядов |
59
|
28
|
28
|
патронов |
2520
|
250 12,7-мм 2331 7,62-мм
|
945 12,7-мм 1000 7,62-мм
|
Бронирование, мм:
|
лоб корпуса |
120
|
120
|
120
|
борт корпуса |
90
|
90
|
90
|
крыша |
20
|
20
|
20
|
башня |
100
|
100
|
250
|
Двигатель |
В-2-ИС
|
В-2-ИС
|
В-11
|
мощность, л. с. |
520
|
520
|
520
|
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
40
|
40
|
40
|
Запас хода по шоссе, км |
150
|
180
|
190
|
Основные модификации тяжелого танка ИС и машин на его базе
- ИС-1 — опытный тяжелый танк (1942 г). Вооружение: 76,2-мм пушка Ф-34 и 3 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
- ИС-2 — опытный тяжелый танк (1942 г). Вооружение: 122-мм пушка-гаубица типа У-11 и 2 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
- ИС-2 — второй опытный образец тяжелого танка (1942 г.). Вооружение: 122-мм удлиненная пушка и 2 пулемета ДТ, выпущена одна машина;
- ИС-1 (ИС-85) — тяжелый танк (1943 г.). Вооружение: 85-мм танковая пушка Д5 и 3 пулемета ДТ, выпущено 107 машин;
- ИС-2 — тяжелый танк (1943 г.). Вооружение: 122-мм танковая пушка Д-25 и 3 пулемета ДТ;
- ИС-2 — тяжелый танк (1944—1945 гг.). Вооружение: 122-мм танковая пушка Д-25, 3 пулемета ДТ и 12,7-мм пулемет ДШК. Всего выпущено 3385 машин;
- ИС-100 — тяжелый танк (1943 г.). Вооружение: 100-мм пушка С-35 и 3 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
- ИСУ-122 — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 122-мм пушка А-19;
- ИСУ-122-2 (ИСУ-122С) — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 122-мм пушка Д-25 и пулемет ДШК;
- ИСУ-152 — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С. Всего за время войны было выпущено 4030 самоходных установок на базе танка ИС;
- ИСУ-152-1 — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 152,4-мм пушка БЛ-8, выпущен опытный образец;
- ИСУ-152-2 — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 152,4-мм укороченная пушка БЛ-10, выпущен опытный образец;
- ИСУ-130 — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 130-мм пушка С-26, выпущен опытный образец;
- ИСУ-122БМ — самоходная артиллерийская установка (1944 г.). Вооружение: 122-мм морская пушка С-26-1, выпущен опытный образец;
- ИС-3 — опытный тяжелый танк (1944 г.). Вооружение: 122-мм танковая пушка Д-25 и пулемет ДТ, корпус машины выполнен с носовой частью, как у Т-34, выпущен опытный образец;
- ИС-3 —тяжелый танк (1945—1946 гг.). Вооружение: 122-мм танковая пушка Д-25, пулемет ДТ и пулемет ДШК. До конца войны было выпущено 29 машин;
- ИС-4 — опытный тяжелый танк (1944 г). Вооружение: 122-мм пушка С-34 или С-34-1 калибра 100 мм и пулемет ДТ, выпущено два опытных образца;
- ИС-5 — опытный тяжелый танк (1944 г). Вооружение: 122-мм пушка Д-30, 2 пулемета ДШК и 7,62-мм пулемет Го-рюнова, выпущен опытный образец;
- ИС-6 — опытный тяжелый танк с электромеханической трансмиссией (1944 г.). Вооружение: 122-мм пушка ДТ-30, пулемет Горюнова и пулемет ДШК, выпущен опытный образец;
- ИСУ-152 — самоходная артиллерийская установка на базе ИС-3 (1945 г.). Вооружение: 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20СМ образца 1944 г. и 2 пулемета ДШК, выпущен опытный образец;
- ИС-2Т — танковый тягач (1945 г.). Вооружение отсутствует, имеет такелажное оборудование.
|
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Архив записей |
|
|
|