Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК КВ-1

Танк КВ-1Опыт использования средних и тяжелых танков в войне с Финляндией показал, что броня 30-40-мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и, что управление многобашенными танками в бою весьма затруднительно. По этой причине новый тяжелый танк КВ-1 получил противоснарядное бронирование и был выполнен однобашенным, с классической компоновкой. В передней части сварного корпуса коробчатого сечения располагалось отделение управления, в средней - боевое отделение, а силовая установка находилась в задней части корпуса.

Танк выпускался с башней двух типов: сварной из листов толщиной 75-мм или литой с толщиной стенок 95-мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни доведена до 105-мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов. Первоначально устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем - Ф-32 того же калибра, а с 1941 г. КВ выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5. КВ-1 выпускался серийно с 1940 по 1942 г. Всего было выпущено 4800 машин КВ различных модификаций. На базе КВ-1 были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и другие.

Танк КВ

Боевое применение танка КВ-1

По местам!

"Танк КВ" Руководство службы" 5 марта 1941 года

КВ-1

"ПОСТРОЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ ЭКИПАЖА У ТАНКА (*)

КВ-1

Размещение экипажа в танке:
КТ - командир танка;
КО - командир орудия;
М - мсханнк-воднтель младший;
ЛШ - механик-водитель старший;
Р - радист.

1. По команде (сигналу) «К машинам» экипаж выстраивается впереди танка, лицом в поле, в одну шеренгу, на один шаг впереди гусениц, в следующем порядке: командир танка - КТ, командир орудия (стреляющий) - КО, механик-водитель младший (заряжающий) - М, механик-водитель старший - МВ, радиотелеграфист - Р, и принимают команду «Смирно».

2. По команде (сигналу) «По местам» посадка производится в следующем порядке: все поворачиваются кругом, механик-водитель старший влезает в танк через передний люк и садится на свое место, за ним следует радиотелеграфист и закрывает за собой люк; командир танка делает шаг влево и пропускает вперед себя командира орудия, который влезает на танк и но правому борту бежит к башне, открывает люк и садится на свое место; за ним следует командир танка; последним садится механик-водитель младший, который закрывает за собой люк.

3. После посадки экипажа в танк командир танка подает команду: «Подготовиться к заводке». По этой команде старший механик-водитель открывает центральный топливный кран, создает давление в топливной системе, включает «массу». Механик-водитель младший открывает топливные и масляные краны, после чего механик-водитель старший докладывает о готовности двигателя к заводке.

По команде «Заводи» механик-водитель старший выжимает главное сцепление, подает сигнал и запускает двигатель. После заводки двигателя командир танка подает сигнал о готовности танка к движению.

4. По команде (сигналу) «К машинам» выход из танка производится в следующем порядке: через передний люк первым выходит радиотелеграфист, за ним механик-водитель старший, который закрывает люк; через люк башни первым выходит механик-водитель младший (моторист) и становится впереди танка, за ним выходит командир танка, затем командир орудия, который закрывает люк башни.

По выходе из танка экипаж выстраивается в порядке, указанном на схеме рис. 109, и остается в таком положении до команды (приказания) командира взвода.
 =======================

(*) Экипаж танка с большой башней состоит из 6 человек: командир танка, командир орудия, механик-водитель старшин, механик-водитель младший, радиотелеграфист и замковый."

К.К. Рокоссовский Германское наступление, начатое 22 июня 1941 г., застало Красную Армию врасплох - она не была должным образом развернута и находилась в самой середине процесса глобальной реорганизации. В течение 1941 года армия СССР понесла громадные потери в живой силе и технике, лишившись большей части своего гигантского танкового парка. Несмотря на плохую общую эффективность действий советских войск, неуязвимость КВ-1 и КВ-2 стала шоком для немцев. Они не имели в своем распоряжении танков, сравнимых с KB по мощности брони и вооружению, и располагали небольшим количеством противотанковых орудий, способных их уничтожить. В своих воспоминаниях «Солдатский долг» маршалл К.К.Рокоссовский писал: "Танки KB буквально ошеломили противника. Они выдерживали огонь пушек абсолютно всех немецких танков. Но в каком виде они возвращались из боя! Их броня была вся во вмятинах от огня вражеской артиллерии."

Танк КВ

В июле 1941 г. советские войска имели 500 танков КВ-1 и КВ-2. В октябре 1941 года производство танков КВ-2 было приостановлено, так как началась эвакуация танковых заводов на восток. К этому моменту было выпущено всего 434 машины. Их использовали в позиционных боях во время обороны Москвы зимой 1941 года и под Сталинградом в составе 62-й армии генерал-майора В.Чуйкова. Эфективным средством, способным KB был огонь 88-мм зенитных орудий Flak 35/36. Например, вот как описывает столкновение с танками KB из состава 2-й танковой дивизии командир 41-го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в районе Россиняй.

Танк КВ

«Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя... Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой пушкой, которая не сумела быстро увернуться.

Ее командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. «Он готов», - подумали артиллеристы с облегчением. «Да, он готов», — сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он еще движется!» Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил ее как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь».

Танк КВ

Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:
«КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь - безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперед. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис. Борьба завершилась».

Танк КВ-1

По воспоминаниям Д.Осадчего, командира роты танков КВ-1 во 2-й танковой дивизии, "23-24 июня, еще до вступления в бой, многие танки KB, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Особенно большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет. В результате, к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось."

Танк КВ-1

Под Ленинградом произошёл самый, пожалуй, известный бой с участием КВ, в котором ему довелось продемонстрировать все свои положительные качества самым ярким образом. 19 августа 1941 г. в районе Красногвардейца рота КВ под командованием З.Г. Колобанова, состоящая из пяти танков КВ, в одном бою уничтожила 43 немецких танка, причем три из них - тараном. Экипаж самого З.Г. Колобанова сжёг 22 танка в течение часа. КВ благополучно перенес попадание 156 бронебойных снарядов, выпущенных из танковых пушек с дистанции менее 200 м. Ради справедливости следует отметить, что советский танк действовал из засады, а вражеские машины были «заперты» в походной колонне и лишены маневра.

Танк КВ-1

Печальна судьба KB из состава 6-го механизированного корпуса Западного Особок военного округа. Практически не сумев дать по противнику ни одного выстрела, эти KB из-за отсутствия горючего были либо подорваны своими экипажами, либо просто брошены.
Более активно действовали танки KB на Юго-Западном фронте. Но и здесь основные потери этих машин были не от огня противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей и технических неисправностей. Ну и естественно, нельзя не учитывать действия танков KB в свете общего состояния в котором находились танковые войска Красной Армии к июню 1941 г.


 

История создания тяжелого танка КВ-1

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№ 185).

Танк СМК

Ведущим конструктором танка СМК был А. С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК c февраля 1939 г. Ленинградский Кировский завод приступил к проектированию однобашенного танка прорыва, получившего наименование КВ в честь наркома обороны К.Е. Ворошилова. Ведущим конструктором танка назначили инженера Н.Л. Духова. Технический проект машины был подготовлен в течение месяца. В соответствии с проектом на танк установили новый дизель В-2 мощностью 500 л.с., разработанный в Харькове. По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем.

Наименование КВ-1 стало применяться с 1941 г., до этого он обозначался, как «танк с малой башней» (существовал ещё «танк с большой башней» - КВ-2).

К сентябрю машина была готова и вышла на испытания, в ходе которых выявились нестабильная работа двигателя и будущее слабое место - ненадёжная коробка передач. Частично проблемы удалось решить, но коробка передач осталась прежней.

Имели место большие проблемы со сцеплением и трансмиссией, что сказывалось на мобильности танка. При переключении передачи танк останавливался и не мог быстро набрать скорость. Аармия США провела испытания (в 1942 г.) трансмиссии на танковом полигоне в Абердине и пришла к выводу, что она устарела и не может быть принята на вооружение, так как механику-водителю очень трудно с ней обращаться. Неэффективные воздушные фильтры отрицательно влияли на работу двигателя. Все эти факторы в совокупности ухудшали управление танком.

Танк КВ был снят с испытаний для проверки в боевой обстановке советско-финской войны начавшейся 30 ноября 1939 г. Первый экземпляр был вооружён двумя орудиями: 76- и 45-мм, установленными в одной башне. Перед отправкой на фронт для удобства работы экипажа 45-мм орудие было демонтировано и заменено пулемётом ДТ.

Опытный КВ находился на передовой до января 1940 г. Участвуя в боевых действиях, танк продемонстрировал неуязвимость от огня противотанковых орудий.

Тактико-технические характеристики
советских тяжелых танков конца 1930-х гг.

Т-35

  
 
Т-35
ТТХ/Марка танка
вып. 1939
Боевой вес, кг
54250
Экипаж, чел.
11
Размер, мм
Длина общая
9740
Ширина
3200
Высота
3440
Клиренс
530
Ширина трака
525
Вооружение
Пушек, шт. х кал.
1х 76,2-мм КТ
 
2х 45-мм 20К
Снарядов, шт.
76,2-мм - 96
 
45-мм - 226
Пулеметов, шт. х кал.
6х7.62-мм
Тип пулемета
ДТ
Патронов, шт.
10080
Толщина брони, мм
Верт. корпуса
70-30-20
Гориз. корпуса
20-10
Башня
35-30
Двигатель
Тип
4т/12ц/к/ж
Марка
М-17Т
Мощность макс., л.с.
500
При частоте об/мин
1800
Передач КПП
4/1
Скорость макс., км/ч
30
Тип топлива
Бензин 1 с
Емк. бака, л
910
Запас хода, км
- шоссе
140
- проселок
100
Преодолеваемые препятствия
Уд. давление, кгс/см2
0.86
Подъем, град.
25
Спуск, град.
30
Крен, град.
15
Ров, мм
4400
Стенка, мм
1200
Брод, мм
1700

СМК

  
 
СМК
ТТХ/Марка танка
1939
Боевой вес, кг
55100
Экипаж, чел.
7
Размер, мм
Длина общая
8750
Ширина
3400
Высота
3430
Клиренс
500
Ширина трака
660
Вооружение
Пушек, шт. х кал.
1x76,2-мм Л-11
 
1х 45-мм 20К
Снарядов, шт.
76,2-мм - 113
 
45-мм - 300
Пулеметов, шт. х кал.
4х7.62-мм
Тип пулемета
ДТ
Патронов, шт.
5733
Толщина брони, мм
Верт. корпуса
75-60-55
Гориз. корпуса
20-30
Башня
60-30
Двигатель
Тип
4т/12ц/к/ж
Марка
АМ-34
Мощность макс., л.с.
850
При частоте об/мин
1850
Передач КПП
5/1
Скорость макс., км/ч
35.5
Тип топлива
Бензин 1с
Емк. бака, л
1400
Запас хода, км
- шоссе
280
- проселок
210
Преодолеваемые препятствия
Уд. давление, кгс/см2
0.69
Подъем, град.
37
Спуск, град.
37
Крен, град.
30
Ров, мм
4000
Стенка, мм
1100
Брод, мм
1700

Т-100

  
 
Т-100
ТТХ/Марка танка
1939
Боевой вес, кг
58000
Экипаж, чел.
8
Размер, мм
Длина общая
8495
Ширина
3400
Высота
3430
Клиренс
525
Ширина трака
710
Вооружение
Пушек, шт. х кал.
1x76,2-мм Л-10
 
1х 45-мм 20К
Снарядов, шт.
76,2-мм - 120
 
45-мм - 393
Пулеметов, шт. х кал.
3x7.62- мм
Тип пулемета
ДТ
Патронов, шт.
4284
Толщина брони, мм
Верт. корпуса
60-30-20
Гориз. корпуса
20-30
Башня
60-30
Двигатель
Тип
4т/12ц/к/ж
Марка
ГАМ-34
Мощность макс., л.с.
850
При частоте об/мин
1850
Передач КПП
5/1
Скорость макс., км/ч
35.6
Тип топлива
Бензин 1с
Емк. бака, л
1160
Запас хода, км
- шоссе
170
- проселок
120
Преодолеваемые препятствия
Уд. давление, кгс/см2
0.68
Подъем, град.
42
Спуск, град.
42
Крен, град.
25
Ров, мм
4000
Стенка, мм
1200
Брод, мм
1250

КВ

  
 
КВ
ТТХ/Марка танка
1939
Боевой вес, кг
40050
Экипаж, чел.
5
Размер, мм
Длина общая
6750
Ширина
3320
Высота
2650
Клиренс
450
Ширина трака
660
Вооружение
Пушек, шт. х кал.
1х76.2-мм Л-11
 
1х 45-мм 20К
Снарядов, шт.
76,2-мм 96
 
45-мм - 220
Пулеметов, шт. х кал.
2х7.62-мм
Тип пулемета
ДТ
Патронов, шт.
1008
Толщина брони, мм
Верт. корпуса
75
Гориз. корпуса
30-40
Башня
75
Двигатель
Тип
4т/12ц/д/ж
Марка
В-2
Мощность макс., л.с.
500
При частоте об/мин
1800
Передач КПП
5/1
Скорость макс., км/ч
36
Тип топлива
Дизтопливо
Емк. бака, л
600
Запас хода, км
- шоссе
230
- проселок
170
Преодолеваемые препятствия
Уд. давление, кгс/см2
0.63
Подъем, град.
37
Спуск, град.
37
Крен, град.
30
Ров, мм
3000
Стенка, мм
880
Брод, мм
1500

Уже 19 декабря 1939 г. Комитет Обороны, ознакомившись с результатами испытаний и донесений с фронта, рекомендовал принять танк КВ на вооружение при условии устранения обнаруженных недостатков.

С начала 1940 г. ЛКЗ приступил к выпуску так называемой установочной партии машин. Машины установочной партии внешне отличались от КВ, выпускавшихся позднее. Танки не имели курсового пулемета, по всей длине корпуса тянулись надгусеничные полки «авиационного» типа, башня была сварена из гнутых листов, изготовленных штамповкой.

КВ-1

Внутреннее помещение КВ-1 было далеко от идеала. Из-за этого экипаж испытывал серьезные трудности во время боя. При закрытых люках механик-водитель и командир экипажа имели очень ограниченный обзор, из-за чего им было сложно выполнять свои функции. Прибор наблюдения механика-водителя имел ограниченный траверс, а триплекс был такого плохого качества, что через него было трудно что-либо увидеть. В распоряжении командира было два неплохих наблюдательных прибора, установленных на башне. Однако он не имел возможности полноценно руководить действиями механика-водителя, стрелка-радиста и стрелка, поскольку был вынужден выполнять функции заряжающего. Это сказывалось на боевой эффективности машины.

В конце мая 1940 г. решением Правительства СССР программа выпуска танков КВ была значительно увеличена. Существенное увеличение производства потребовало внесения в конструкцию ряда изменений, направленных прежде всего на упрощение производства. В июле КВ получил упрощенную технологичную «гранёную» башню вместо «круглой», борта, лоб и задняя стенка которой представляли собой плоские плиты.

КВ-1

Замена «круглой малой башни» позволила высвободить прессовое оборудование и упростить процесс сборки машины. Далее, при монтаже оборудования по возможности отказывались от винтовых соединений в пользу болтовых, была упрощена форма крыльев, установлены сварные баки вместо штампованно-сварных. Изменена конструкция КПП, введен литой картер, уменьшено число опорных подшипников. Даже по предварительным прикидкам, стоимость танка снижалась на 10-15 процентов

Танк КВ-1

Из доклада комиссии по проверке с 1 по 10 октября состояния работ по производству танка КВ:

"Танк КВ по отдельным узлам и агрегатам до сих пор имеет еще конструктивные недоработки. Результаты ряда заводских испытаний, проведенных при участии представителей АБТУ КА, показали следующее:
А) Гарантийный километраж, установленный для танка КВ в 2000 км, по отдельным узлам и агрегатам не выдерживается. В выводах комиссии по испытанию машины У-21 отмечено: "Предъявленная машина КВ № 21 для испытаний на гарантийный километраж не прошла их по коробке перемены передач, по бортовым фрикционам и тракам гусеницы. Коробка перемены передач по шестерням 2-4 скорости не обеспечивает надежной работы на гарантийный километраж».
Б) Коробка перемены передач танка "КВ" не обладает достаточной прочностью, вследствие чего при испытании машины У-21 имели место два случая аварийных поломок.
В) Система охлаждения не обеспечивает нормальную работу двигателя по причине повышенной температуры воды и масла в радиаторе.
Г) Бортовые фрикционы отказывают в работе вследствие перегрева, вызванного неудовлетворительной смазкой подшипников фрикциона.
Д) Воздушный фильтр двигателя не обеспечивает нормальную очистку воздуха от пыли, вследствие чего при движении по пыльному проселку двигатель отказывает в работе.
Е) Система поворотного механизма башни не доработана. Танки «КВ» с коробкой перемены передач без замка-фиксатора изготовленные заводом и принятые на вооружение армии до 1 августа в количестве 32 штук, не гарантированы от аварийных поломок и вследствие этого подлежат возврату на завод для переделки. Проводимые периодические заводские испытания танка КВ не охватывают всех возможных положений машины в армейских условиях ее эксплуатации и вследствие этого не могут выявить полностью всех недостатков. Для полного представления о недоработках танка КВ необходимы полигонные и войсковые испытания. По решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР испытание танка "КВ" должно было бы быть закончено к 15 июня 1940 года, после чего... должны были быть утверждены чертежи и технические условия на производство танка КВ. Однако, чертежи и технические условия на танк полностью не отработаны и не утверждены до настоящего времени. Это затрудняет работу военной приемки и тормозит развертывание серийного производства, вследствие непрерывных изменений чертежей и технологического процесса.

В июле месяце в чертежи танка КВ было внесено 349 конструктивных изменений, из них 43 связанных с изменением в технологии; в августе-сентябре внесено 1322 конструктивных изменения, из них 110 связаны с изменением в технологическом процессе».

С октября танк получил курсовой пулемёт в лобовом листе корпуса, обслуживаемый радистом, а часть машин оборудовалась еще и зенитным пулемётом, смонтированным на турельной установке на крыше башни. Отказались от надгусеничных «крыльев».

Танк КВ-1

Танки, выпущенные в 1940 г., в качестве основного вооружения несли 76,2-мм танковую пушку Л-11, спаренную с 7,62-мм пулеметом ДТ. Всего изготовили 142 танка с таким вооружением. Однако выяснилось, что пушка Л-11 оказалась недостаточно мощной и слишком ненадёжной. Поэтому с января 1941 г. на танк стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-32. Было выпущено 352 машины с Ф-32.

Танк КВ-1

Орудие Л-11, разработанное в артиллерийском КБ Кировского завода под руководством Маханова, имело ряд конструктивных недостатков, и его установка на танки рассматривалась как «временная мера впредь до разработки и запуска в производство более совершенной танковой пушки». Таковым и должно было стать 7б,2-мм орудие Ф-32, созданное в КБ завода № 92 (г. Горький) под руководством В.Грабина. Ф-32 по сравнению с Л-11 была более простой в изготовлении и более надежной в эксплуатации. Согласно постановления Комитета Обороны № 45сс от 26 января 1940 года «Кировский завод должен в первом полугодии 1940 года изготовить 1-ю партию 76-мм пушек Ф-32 в количестве 30 штук и развернуть валовое производство этих системе 1 августа 1940 года».
В мае 1940 года начальник Автобронетанкового управления РККА Д.Павлов докладывал в ЦК ВКП (б), что "...в результате испытаний Ф-32 и Л-11 установлено, что Ф-32 в танке обладает целым рядом преимуществ перед Л-11...Испытания Л-11 выявили, что она не является надежной, не позволяет вести стрельбу при углах снижения меньше 10 градусов, весьма капризна и сложна в эксплуатации..."

Танк КВ-1


 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz