САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-100В связи с появлением у противника танков со все более мощной броней было принято решение создать на базе танк Т-34 более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54. Самоходно-артиллерийская установка СУ-100 («Объект 138») была разработана в 1944 г. конструкторским бюро УЗТМ (Уралмашзавод) под общим руководством Л.И. Горлицкого. Ведущим инженером машины был Г.С. Ефимов. В период разработки самоходная установка имела обозначение «Объект 138». Первый опытный образец установки был выпущен на УЗТМ совместно с заводом №50 НКТП в феврале 1944 г. Машина прошла заводские и полигонные испытания на Гороховецком АНИОПе в марте 1944 г. По результатам испытаний в мае - июне 1944 г. был изготовлен второй опытный образец, который стал головным образцом серийного производства. Серийное производство было организовано на УЗТМ с сентября 1944 г. по октябрь 1945 г. За время Великой Отечественной войны с сентября 1944 г. до 1 июня 1945 г. было 1560 самоходных установок, которые широко использовали в боях на заключительном этапе войны. Всего за время серийного производства выпустили 2495 самоходных установок СУ-100. Самоходная установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 и предназначалась для борьбы с немецкими тяжелыми танками T-VI "Тигр I" и T-V "Пантера". Она относилась к типу закрытых самоходных установок. Компоновочная схема установки была заимствована у самоходной установки СУ-85. В отделений управления в носовой части корпуса слева находился механик-водитель. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик, справа - командир машины. Сиденье заряжающего располагалось сзади сиденья наводчика. В отличие от предыдущего образца, были значительно улучшены условия работы командира машины, рабочее место которого было оборудовано в небольшом спонсоне правого борта боевого отделения. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Крышка люка командирской башенки с вмонтированным смотровым прибором МК-4 вращалась на шариковом погоне. Кроме того, в крыше боевого отделения был сделан люк для установки панорамы, закрывавшийся двухстворчатыми крышками. В левой крышке люка был установлен смотровой прибор МК-4. В кормовом листе рубки имелась смотровая щель. Рабочее место механика-водителя находилось в передней части корпуса и было смещено к левому борту. Компоновочной особенностью отделения управления являлось расположение рычага переключения передач впереди сиденья механика-водителя. Посадка экипажа в машину производилась через люк в задней части крыши рубки (на машинах первых выпусков - двухстворчатый, расположенный в крыше и кормовом листе броневой рубки), люки командира и механика-водителя. Десантный люк размещался на днище корпуса в боевом отделении справа по ходу машины. Крышка люка открывалась вниз. Для вентиляции боевого отделения в крыше рубки были установлены два вытяжных вентилятора, закрытые броневыми колпаками. 1 - сиденье механика-водителя; 2 - рычаги управления; 3 - педаль подачи топлива; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль главного фрикциона; 6 - баллоны со сжатым воздухом; 7 - фонарь освещения щитка контрольных приборов; 8 - щиток контрольных приборов; 9 - смотровой прибор; 10 - торсионы механизма открывания люка; 11 - спидометр; 12 - тахометр; 13 - аппарат № 3 ТПУ; 14 - кнопка стартера; 15 - рукоятка стопора крышки люка; 16 - кнопка сигнала; 17 - кожух передней подвески; 18 - рычаг подачи топлива; 19 - рычаг кулисы; 20 - щиток электроприборов Моторное отделение располагалось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель с обеспечивавшими его системами. По обе стороны двигателя под наклоном располагались два радиатора системы охлаждения, на левом радиаторе был смонтирован масляный радиатор. По бортам устанавливалось по одному масляному радиатору и одному топливному баку. На днище в стеллажах по обе стороны двигателя устанавливались четыре аккумуляторные батареи. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса, в нем размещались агрегаты трансмиссии, а также два топливных бака, два воздухоочистителя типа «Мультициклон» и стартер с пусковым реле. Основным оружием самоходной установки являлась 100-мм пушка Д-100 обр. 1944 г., установленная в рамке. Длина ствола составляла 56 калибров. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа и была оснащена электромагнитным и механическим (ручным) спусками. Кнопка электроспуска располагалась на рукоятке подъемного механизма. Качающаяся часть пушки имела естественное уравновешивание. Вертикальные углы наводки составляли от -3 до +20°, горизонтальной - в секторе 16°. Подъемный механизм пушки - секторного типа со сдающим звеном, поворотный - винтового типа. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых позиций - орудийная панорама Герца и боковой уровень. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4600 м, наибольшая - 15400 м. 1 - пушка; 2 - сиденье наводчика; 3 - ограждение пушки; 4 - спусковой рычаг; 5 - блокирующий прибор ВС-11; 6 - боковой уровень; 7 - подъемный механизм пушки; 8 - маховик подъемного механизма пушки; 9 - маховик поворотного механизма пушки; 10- удлинитель панорамы Герца; 11- радиостанция; 12 - рукоятка поворота антенны; 13 - смотровой прибор; 14 - командирская башенка; 15 - сиденье командира В боекомплект установки входили 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-412 и БР-412Б), осколочно-морской гранатой (0-412) и осколочно-фугасной гранатой (ОФ-412). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,88 кг составляла 900 м/с. Конструкция этой пушки, разработанная КБ завода №9 НКВ под руководством Ф.Ф. Петрова, оказалась настолько удачной, что она свыше 40 лет устанавливалась на серийных послевоенных танках Т-54 и Т-55 различных модификаций. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1. Броневая защита - противоснарядная. Броневой корпус сварной, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 20-мм, 45-мм и 75-мм. Лобовой броневой лист толщиной 75-мм с углом наклона 50° от вертикали был совмещен с лобовым листом рубки. Маска пушки имела броневую защиту толщиной 110-мм. В лобовом, правом и кормовом листах броневой рубки имелись отверстия для стрельбы из личного оружий, закрывавшиеся броневыми пробками. В ходе серийного производства была ликвидирована балка носа, соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на соединение «в четверть», а передних подкрылков с кормовым листом броневой рубки - с «шипового» на соединение «встык». Соединение командирской башенки с крышей рубки было усилено с помощью специального бурта. Кроме того, ряд ответственных сварных швов был переведен на сварку аустенитными электродами. 1 — опорный каток, 2 — балансир, 3 — ленивец, 4 — подвижная бронировка пушки, 5 — неподвижная бронировка, 6 — дождевой щиток 7 — ЗИП пушки, 8 — командирская башенка, 9 — бронеколпаки вентиляторов, 10 — наружные топливные баки, 11 — ведущее колесо, 12 — запасной трак, 13 — бронеколпак выхлопной трубы, 14 — моторный люк, 15 — трансмиссионный люк, 16 — трубка электропроводки, 17 — посадочный люк 18 — колпак стопора пушки, 19 — торсион крышки люка, 20 — люк панорамы, 21 — перископ, 22 — буксирные серьги, 23 — пробка револьверного отверстия, 24 — люк механика-водителя, 25 — запасные траки, 26 — пробка переднего топливного бака, 27 — антенный ввод, 28 — буксирный крюк, 29 — пробка револьверного отверстия, 30 — ЗИП механика-водителя, 31 — люк стопора кривошипа ленивца, 32 — пробка червяка кривошипа, 33 — фара, 34 — сигнал, 35 — пробка револьверного отверстия. В остальном конструкция корпуса самоходной установки была аналогична конструкции корпуса установки СУ-85, за исключением конструкции крыши и кормового вертикального листа броневой рубки, а также отдельных лючков крыши моторного отделения. Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ. Поджиг дымовых шашек производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке. Конструкция и компоновка силовой установки, трансмиссии и ходовой части в основном были такими же, как на танке Т-34-85. В кормовой части машины в моторном отделении устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 со сжатым воздухом; мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Емкость шести основных топливных баков составляла 400 л, четырех запасных - 360 л. Запас хода машины по шоссе достигал 310 км. В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения; пятиступенчатая коробка передач; два многодисковых бортовых фрикциона и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления - механические. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 Ампч и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. К потребителям электрической энергии относились стартер СТ-700 с пусковым реле для пуска двигателя, два мотор-вентилятора MB-12, обеспечивавших вентиляцию боевого отделения, приборы наружного и внутреннего освещения, сигнал ВГ-4 для наружной звуковой сигнализации, электрический спуск ударного механизма пушки, обогреватель защитного стекла прицела, электрозапал дымовых шашек, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, аппараты телефонной связи между членами экипажа. Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 9РМ или 9РС, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-З-БИС-Ф. |
Тактико-технические характеристики
|
СУ-76
|
СУ-76М
|
СУ-76 И
|
СУ-85
|
СУ-100
|
ИСУ-122
|
ИСУ-122С
|
СУ-152
|
ИСУ-152
|
||
Боевая масса, т |
11,2
|
10,5
|
22,5
|
29,6
|
31,6
|
30,9
|
46
|
46
|
45,5
|
46
|
Экипаж |
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Габаритные размеры, мм:
|
||||||||||
длина с пушкой |
5000
|
4966
|
6300
|
8130
|
9450
|
6950
|
9850
|
9950
|
8950
|
9050
|
длина без пушки |
-
|
-
|
5380
|
6100
|
6100
|
6100
|
6770
|
6770
|
6750
|
6770
|
ширина |
2740
|
2715
|
2910
|
3000
|
3000
|
3000
|
3070
|
3070
|
3250
|
3070
|
высота |
2200
|
2100
|
2375
|
2330
|
2245
|
2335
|
2480
|
2480
|
2450
|
2480
|
клиренс |
300
|
300
|
350
|
400
|
400
|
400
|
470
|
470
|
440
|
470
|
Тип броне- защиты |
Закр
|
Откр
|
Закр
|
Закр
|
Закр
|
Закр
|
Закр
|
Закр
|
Закр
|
Закр
|
Толщина брони, мм:
|
||||||||||
маска пушки |
15
|
15
|
60
|
60
|
110
|
60
|
120
|
120
|
120
|
120
|
лоб корпуса |
25-35
|
25-35
|
50
|
45
|
75
|
45
|
90-120
|
90-120
|
60-70
|
90-120
|
бортовая |
15
|
10-15
|
30
|
45
|
45
|
45
|
90
|
90
|
60
|
90
|
кормовая |
10
|
15
|
25
|
45
|
45
|
45
|
60
|
60
|
60
|
60
|
крыша- днище |
7-7
|
10
|
10-20
|
20-20
|
20-20
|
20-20
|
30-20
|
30-20
|
30-30
|
30-20
|
Вооружение:
|
||||||||||
тип пушки |
ЗИС-3
|
ЗИС-3
|
Ф-34
|
Д-5С
|
Д-10с
|
М-30
|
А-19
|
Д-25С
|
МЛ-20С
|
МЛ-20С
|
калибр, мм |
76
|
76
|
76
|
85
|
100
|
122
|
122
|
122
|
152
|
152
|
длина ствола (в калиб.) |
41,5
|
41,5
|
41,5
|
52
|
56
|
22,7
|
46,8
|
48
|
28,8
|
28,8
|
тип затвора |
Клино
вой |
Клино
вой |
Клино
вой |
Клино
вой |
Клино
вой |
Поршне
вой |
Поршне
вой |
Клино
вой |
Поршне
вой |
Поршне
вой |
установка пушки |
На
станке |
На
станке |
В
рамке |
В
рамке |
На
станке |
В
рамке |
В
рамке |
В
рамке |
В
рамке |
В
рамке |
скоростр., выстр./мин. |
8
|
8-12
|
5-6
|
8
|
6-8
|
3-4
|
2-3
|
3
|
2
|
1 - 2
|
нач/скорость бронебойного снаряда, м/с |
662
|
662
|
662
|
792
|
900
|
515
|
800
|
781
|
600
|
600
|
СУ-76
|
СУ-76М
|
СУ-76И
|
СУ-85
|
СУ-100
|
СУ-122
|
ИСУ-122
|
ИСУ-122С
|
СУ-152
|
ИСУ-152
|
|
наибольшая дальность стрельбы, м |
11800
|
8600
|
8600
|
9600
|
15800
|
9800
|
4700
|
14700
|
12000
|
13000
|
Углы обстрела орудия, град:
|
||||||||||
гориз. |
32
|
30
|
20
|
18
|
16
|
20
|
10
|
11
|
12
|
10
|
возвы- шения |
+25
|
+15
|
+15
|
+25
|
+17
|
+26
|
+20
|
+20
|
+18
|
+20
|
склонения |
-2,5
|
-2
|
-6
|
-5
|
-2
|
-3
|
-3
|
-2
|
-5
|
-3
|
12,7-мм пулемёт ДШК (зенитный) |
1
|
1
|
1
|
|||||||
Боекомплект:
|
||||||||||
количество снарядов |
60
|
60
|
98
|
48
|
34
|
34
|
30
|
30
|
20
|
20
|
тип выстрела |
Унитар.
|
Унитар.
|
Унитар.
|
Унитар.
|
Унитар.
|
Разд.
|
Разд.
|
Разд.
|
Разд.
|
Разд.
|
масса бронеб. снаряда, кг |
6,3
|
6,3
|
6,3
|
9,2
|
15,6
|
21,7
(оск.-фуг.) |
25,0
|
25,0
|
48,78
|
48,78
|
количество патронов к пулемёту |
250
|
250
|
250
|
|||||||
Приборы прице- ливания |
Пано
рам ный |
Пано
рам ный |
Пано
рама Герца, ТМФ Д-7 |
10-Т-1
или ТШ-15 и пано рам ный |
ТШ-19
|
Пано
рамный |
СТ-18 и
пано рам ный |
ТШ-17
|
СТ-10
и пано рам ный |
СТ-10
или КТ-5 пано- рам ный |
Двигатель:
|
||||||||||
тип |
ГАЗ-202
|
ГАЗ-203
|
«Мауbасh
HL 120 TRM |
В-2-34
|
В-2-34
|
В-2-34
|
В-2-ИС
|
В-2-ИС
|
В-2-К
|
В-2-ИС
|
макс. мощность, л.с. |
2X70
|
2X70
|
300
|
500
|
500
|
500
|
520
|
520
|
600
|
520
|
число оборотов, мин. |
3400
|
3400
|
3000
|
1800
|
2000
|
1800
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
емкость топливных баков, л |
400
|
400
|
300
|
465+
300 |
465+
300 |
500+
300 |
500+
270 |
500+
270 |
830+
270 |
500+
270 |
удельное давление, кг/см2 |
0,57
|
0,54
|
1,0
|
0,7
|
0,8
|
0,76
|
0,8
|
0,8
|
0,85
|
0,8
|
СУ-76
|
СУ-76М
|
СУ-76И
|
СУ-85
|
СУ-100
|
СУ-122
|
ИСУ-122
|
ИСУ-122С
|
СУ-152
|
ИСУ-152
|
|
макс. скорость движения, км/ч |
41
|
45
|
50
|
55
|
50
|
55
|
35
|
35
|
43
|
35
|
запас хода, км |
250
|
250
|
180
|
300
|
ЗЮ
|
300
|
220
|
220
|
380
|
220
|
Трансмиссия:
|
||||||||||
коробка передач с мех. переклю- чением, кол-во передач |
4
|
4
|
6
|
5
|
5
|
5
|
8
|
8
|
8
|
8
|
механизм поворота |
Борт,
фрикц. |
Борт,
фрикц. |
Одно
сту- пенчатый пла нетар- ный |
Борт,
фрикц. |
Борт,
фрикц. |
Борт,
фрикц. |
Плане-
тарный |
Двух
ступен- чатый редук тор |
Борт,
фрикц. |
Плане
тар ный двух ступен чатый редук тор |
располо жение трансмис сии |
Перед
нее |
Перед
нее |
Перед
нее |
Зад
нее |
Зад
нее |
Зад
нее |
Зад
нее |
Зад
нее |
Зад
нее |
Зад
нее |
Средства связи:
|
||||||||||
тип радио станции |
9Р
|
12РТ-3
или 9РМ |
9РМ
или 9РС |
9РМ
или 9РС |
9РМ
или 9РС |
9Р
или10РК |
10Р
или 10РК |
10Р
или 10РК |
10Р
или 10К |
10Р
или 10РК |
внутренняя связь Тип базового танка |
ТПУ-3
Т-70 |
ТПУ-З-Ф
Т-70 |
ТПУ-3
PzKpfw III (трофейный) |
ТПУ-3
-бис-Ф Т-34 |
ТПУ-3
-бис-Ф Т-34 |
ТПУ-3
-бис-Ф Т-34 |
ТПУ-4
-бис-Ф ИС-2 |
ТПУ-4
-бис-Ф ИС-2 |
ТПУ-4
-бис-Ф КВ-1С |
ТПУ-4
-бис-Ф ИС-2 |
< Предыдущая | Следующая > |
---|