Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100

САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-100

В связи с появлением у противника танков со все более мощной броней было принято решение создать на базе танк Т-34 более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54.
Так же, как и на СУ-85, на СУ-100 устанавливались танковый и артиллерийский панорамный прицелы, радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка СУ-100 выпускалась с 1944 по 1947 год, за время Великой Отечественной войны было выпущено 2495 установок этого типа.

Самоходная установка СУ-100

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100 («Объект 138») была разработана в 1944 г. конструкторским бюро УЗТМ (Уралмашзавод) под общим руководством Л.И. Горлицкого. Ведущим инженером машины был Г.С. Ефимов. В период разработки самоходная установка имела обозначение «Объект 138». Первый опытный образец установки был выпущен на УЗТМ совместно с заводом №50 НКТП в феврале 1944 г. Машина прошла заводские и полигонные испытания на Гороховецком АНИОПе в марте 1944 г. По результатам испытаний в мае - июне 1944 г. был изготовлен второй опытный образец, который стал головным образцом серийного производства. Серийное производство было организовано на УЗТМ с сентября 1944 г. по октябрь 1945 г. За время Великой Отечественной войны с сентября 1944 г. до 1 июня 1945 г. было 1560 самоходных установок, которые широко использовали в боях на заключительном этапе войны. Всего за время серийного производства выпустили 2495 самоходных установок СУ-100.

Самоходная установка СУ-100

Самоходная установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 и предназначалась для борьбы с немецкими тяжелыми танками T-VI "Тигр I" и T-V "Пантера". Она относилась к типу закрытых самоходных установок. Компоновочная схема установки была заимствована у самоходной установки СУ-85. В отделений управления в носовой части корпуса слева находился механик-водитель. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик, справа - командир машины. Сиденье заряжающего располагалось сзади сиденья наводчика. В отличие от предыдущего образца, были значительно улучшены условия работы командира машины, рабочее место которого было оборудовано в небольшом спонсоне правого борта боевого отделения.

Самоходная установка СУ-100

На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Крышка люка командирской башенки с вмонтированным смотровым прибором МК-4 вращалась на шариковом погоне. Кроме того, в крыше боевого отделения был сделан люк для установки панорамы, закрывавшийся двухстворчатыми крышками. В левой крышке люка был установлен смотровой прибор МК-4. В кормовом листе рубки имелась смотровая щель.

Рабочее место механика-водителя находилось в передней части корпуса и было смещено к левому борту. Компоновочной особенностью отделения управления являлось расположение рычага переключения передач впереди сиденья механика-водителя. Посадка экипажа в машину производилась через люк в задней части крыши рубки (на машинах первых выпусков - двухстворчатый, расположенный в крыше и кормовом листе броневой рубки), люки командира и механика-водителя. Десантный люк размещался на днище корпуса в боевом отделении справа по ходу машины. Крышка люка открывалась вниз. Для вентиляции боевого отделения в крыше рубки были установлены два вытяжных вентилятора, закрытые броневыми колпаками.

Отделение управления

1 - сиденье механика-водителя; 2 - рычаги управления; 3 - педаль подачи топлива; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль главного фрикциона; 6 - баллоны со сжатым воздухом; 7 - фонарь освещения щитка контрольных приборов; 8 - щиток контрольных приборов; 9 - смотровой прибор; 10 - торсионы механизма открывания люка; 11 - спидометр; 12 - тахометр; 13 - аппарат № 3 ТПУ; 14 - кнопка стартера; 15 - рукоятка стопора крышки люка; 16 - кнопка сигнала; 17 - кожух передней подвески; 18 - рычаг подачи топлива; 19 - рычаг кулисы; 20 - щиток электроприборов

Моторное отделение располагалось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель с обеспечивавшими его системами. По обе стороны двигателя под наклоном располагались два радиатора системы охлаждения, на левом радиаторе был смонтирован масляный радиатор. По бортам устанавливалось по одному масляному радиатору и одному топливному баку. На днище в стеллажах по обе стороны двигателя устанавливались четыре аккумуляторные батареи.

САУ СУ-100

Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса, в нем размещались агрегаты трансмиссии, а также два топливных бака, два воздухоочистителя типа «Мультициклон» и стартер с пусковым реле.

Основным оружием самоходной установки являлась 100-мм пушка Д-100 обр. 1944 г., установленная в рамке. Длина ствола составляла 56 калибров. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа и была оснащена электромагнитным и механическим (ручным) спусками. Кнопка электроспуска располагалась на рукоятке подъемного механизма. Качающаяся часть пушки имела естественное уравновешивание. Вертикальные углы наводки составляли от -3 до +20°, горизонтальной - в секторе 16°. Подъемный механизм пушки - секторного типа со сдающим звеном, поворотный - винтового типа. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых позиций - орудийная панорама Герца и боковой уровень. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4600 м, наибольшая - 15400 м.

Боевое отделение СУ-100

1 - пушка; 2 - сиденье наводчика; 3 - ограждение пушки; 4 - спусковой рычаг; 5 - блокирующий прибор ВС-11; 6 - боковой уровень; 7 - подъемный механизм пушки; 8 - маховик подъемного механизма пушки; 9 - маховик поворотного механизма пушки; 10- удлинитель панорамы Герца; 11- радиостанция; 12 - рукоятка поворота антенны; 13 - смотровой прибор; 14 - командирская башенка; 15 - сиденье командира

В боекомплект установки входили 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-412 и БР-412Б), осколочно-морской гранатой (0-412) и осколочно-фугасной гранатой (ОФ-412). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,88 кг составляла 900 м/с. Конструкция этой пушки, разработанная КБ завода №9 НКВ под руководством Ф.Ф. Петрова, оказалась настолько удачной, что она свыше 40 лет устанавливалась на серийных послевоенных танках Т-54 и Т-55 различных модификаций. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100

Броневая защита - противоснарядная. Броневой корпус сварной, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 20-мм, 45-мм и 75-мм. Лобовой броневой лист толщиной 75-мм с углом наклона 50° от вертикали был совмещен с лобовым листом рубки. Маска пушки имела броневую защиту толщиной 110-мм. В лобовом, правом и кормовом листах броневой рубки имелись отверстия для стрельбы из личного оружий, закрывавшиеся броневыми пробками. В ходе серийного производства была ликвидирована балка носа, соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на соединение «в четверть», а передних подкрылков с кормовым листом броневой рубки - с «шипового» на соединение «встык». Соединение командирской башенки с крышей рубки было усилено с помощью специального бурта. Кроме того, ряд ответственных сварных швов был переведен на сварку аустенитными электродами.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100

1 — опорный каток, 2 — балансир, 3 — ленивец, 4 — подвижная бронировка пушки, 5 — неподвижная бронировка, 6 — дождевой щиток 7 — ЗИП пушки, 8 — командирская башенка, 9 — бронеколпаки вентиляторов, 10 — наружные топливные баки, 11 — ведущее колесо,

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100

12 — запасной трак, 13 — бронеколпак выхлопной трубы, 14 — моторный люк, 15 — трансмиссионный люк, 16 — трубка электропроводки, 17 — посадочный люк 18 — колпак стопора пушки, 19 — торсион крышки люка, 20 — люк панорамы, 21 — перископ, 22 — буксирные серьги, 23 — пробка револьверного отверстия, 24 — люк механика-водителя, 25 — запасные траки,

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100

26 — пробка переднего топливного бака, 27 — антенный ввод, 28 — буксирный крюк, 29 — пробка револьверного отверстия, 30 — ЗИП механика-водителя, 31 — люк стопора кривошипа ленивца, 32 — пробка червяка кривошипа, 33 — фара, 34 — сигнал, 35 — пробка револьверного отверстия.

В остальном конструкция корпуса самоходной установки была аналогична конструкции корпуса установки СУ-85, за исключением конструкции крыши и кормового вертикального листа броневой рубки, а также отдельных лючков крыши моторного отделения.

Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ. Поджиг дымовых шашек производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке.

Конструкция и компоновка силовой установки, трансмиссии и ходовой части в основном были такими же, как на танке Т-34-85. В кормовой части машины в моторном отделении устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 со сжатым воздухом; мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Емкость шести основных топливных баков составляла 400 л, четырех запасных - 360 л. Запас хода машины по шоссе достигал 310 км.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100

В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения; пятиступенчатая коробка передач; два многодисковых бортовых фрикциона и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления - механические.
В связи с передним расположением рубки усиленные передние катки были установлены на трех шарикоподшипниках. Одновременно были усилены передние узлы подвески. В ходе серийного производства было введено приспособление для натягивания гусеницы направляющим колесом, а также приспособление для самовытаскивания машины при застревании.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 Ампч и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. К потребителям электрической энергии относились стартер СТ-700 с пусковым реле для пуска двигателя, два мотор-вентилятора MB-12, обеспечивавших вентиляцию боевого отделения, приборы наружного и внутреннего освещения, сигнал ВГ-4 для наружной звуковой сигнализации, электрический спуск ударного механизма пушки, обогреватель защитного стекла прицела, электрозапал дымовых шашек, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, аппараты телефонной связи между членами экипажа.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100

Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 9РМ или 9РС, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-З-БИС-Ф.
Большая величина вылета ствола (3,53 м) усложняла для самоходной установки СУ-100 преодоление противотанковых препятствий и маневрирование в ограниченных проходах.


 

Тактико-технические характеристики самоходно-артиллерийских установок

Тактико-технические характеристики
самоходно-артиллерийских установок отечественного производства,
состоявших на вооружении Красной Армии в 1942-1945 годах.

 
СУ-76
СУ-76М
СУ-76 И
СУ-85
СУ-100
ИСУ-122
ИСУ-122С
СУ-152
ИСУ-152
Боевая
масса, т
11,2
10,5
22,5
29,6
31,6
30,9
46
46
45,5
46
Экипаж
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
Габаритные размеры, мм:
длина
с пушкой
5000
4966
6300
8130
9450
6950
9850
9950
8950
9050
длина
без пушки
-
-
5380
6100
6100
6100
6770
6770
6750
6770
ширина
2740
2715
2910
3000
3000
3000
3070
3070
3250
3070
высота
2200
2100
2375
2330
2245
2335
2480
2480
2450
2480
клиренс
300
300
350
400
400
400
470
470
440
470
Тип
броне-
защиты
Закр
Откр
Закр
Закр
Закр
Закр
Закр
Закр
Закр
Закр
Толщина брони, мм:
маска
пушки
15
15
60
60
110
60
120
120
120
120
лоб
корпуса
25-35
25-35
50
45
75
45
90-120
90-120
60-70
90-120
бортовая
15
10-15
30
45
45
45
90
90
60
90
кормовая
10
15
25
45
45
45
60
60
60
60
крыша-
днище
7-7
10
10-20
20-20
20-20
20-20
30-20
30-20
30-30
30-20
Вооружение:
тип
пушки
ЗИС-3
ЗИС-3
Ф-34
Д-5С
Д-10с
М-30
А-19
Д-25С
МЛ-20С
МЛ-20С
калибр, мм
76
76
76
85
100
122
122
122
152
152
длина
ствола
(в калиб.)
41,5
41,5
41,5
52
56
22,7
46,8
48
28,8
28,8
тип
затвора
Клино
вой
Клино
вой
Клино
вой
Клино
вой
Клино
вой
Поршне
вой
Поршне
вой
Клино
вой
Поршне
вой
Поршне
вой
установка
пушки
На
станке
На
станке
В
рамке
В
рамке
На
станке
В
рамке
В
рамке
В
рамке
В
рамке
В
рамке
скоростр.,
выстр./мин.
8
8-12
5-6
8
6-8
3-4
2-3
3
2
1 - 2
нач/скорость
бронебойного
снаряда, м/с
662
662
662
792
900
515
800
781
600
600
 
СУ-76
СУ-76М
СУ-76И
СУ-85
СУ-100
СУ-122
ИСУ-122
ИСУ-122С
СУ-152
ИСУ-152
наибольшая
дальность
стрельбы, м
11800
8600
8600
9600
15800
9800
4700
14700
12000
13000
Углы обстрела орудия, град:
гориз.
32
30
20
18
16
20
10
11
12
10
возвы-
шения
+25
+15
+15
+25
+17
+26
+20
+20
+18
+20
склонения
-2,5
-2
-6
-5
-2
-3
-3
-2
-5
-3
12,7-мм
пулемёт
ДШК
(зенитный)
           
1
1
 
1
Боекомплект:
количество
снарядов
60
60
98
48
34
34
30
30
20
20
тип
выстрела
Унитар.
Унитар.
Унитар.
Унитар.
Унитар.
Разд.
Разд.
Разд.
Разд.
Разд.
масса
бронеб.
снаряда, кг
6,3
6,3
6,3
9,2
15,6
21,7
(оск.-фуг.)
25,0
25,0
48,78
48,78
количество
патронов
к пулемёту
           
250
250
 
250
Приборы
прице-
ливания
Пано
рам
ный
Пано
рам
ный
Пано
рама
Герца,
ТМФ
Д-7
10-Т-1
или
ТШ-15
и
пано
рам
ный
ТШ-19
Пано
рамный
СТ-18 и
пано
рам
ный
ТШ-17
СТ-10
и пано
рам
ный
СТ-10
или
КТ-5
пано-
рам
ный
Двигатель:
тип
ГАЗ-202
ГАЗ-203
«Мауbасh
HL
120
TRM
В-2-34
В-2-34
В-2-34
В-2-ИС
В-2-ИС
В-2-К
В-2-ИС
макс.
мощность,
л.с.
2X70
2X70
300
500
500
500
520
520
600
520
число
оборотов,
мин.
3400
3400
3000
1800
2000
1800
2000
2000
2000
2000
емкость
топливных
баков, л
400
400
300
465+
300
465+
300
500+
300
500+
270
500+
270
830+
270
500+
270
удельное
давление,
кг/см2
0,57
0,54
1,0
0,7
0,8
0,76
0,8
0,8
0,85
0,8
 
СУ-76
СУ-76М
СУ-76И
СУ-85
СУ-100
СУ-122
ИСУ-122
ИСУ-122С
СУ-152
ИСУ-152
макс.
скорость
движения,
км/ч
41
45
50
55
50
55
35
35
43
35
запас хода, км
250
250
180
300
ЗЮ
300
220
220
380
220
Трансмиссия:
коробка
передач
с мех.
переклю-
чением,
кол-во
передач
4
4
6
5
5
5
8
8
8
8
механизм
поворота
Борт,
фрикц.
Борт,
фрикц.
Одно
сту-
пенчатый
пла
нетар-
ный
Борт,
фрикц.
Борт,
фрикц.
Борт,
фрикц.
Плане-
тарный
Двух
ступен-
чатый
редук
тор
Борт,
фрикц.
Плане
тар
ный
двух
ступен
чатый
редук
тор
располо
жение
трансмис
сии
Перед
нее
Перед
нее
Перед
нее
Зад
нее
Зад
нее
Зад
нее
Зад
нее
Зад
нее
Зад
нее
Зад
нее
Средства связи:
тип
радио
станции
12РТ-3
или 9РМ
9РМ
или 9РС
9РМ
или 9РС
9РМ
или 9РС

или10РК
10Р
или 10РК
10Р
или 10РК
10Р
или 10К
10Р
или 10РК
внутренняя
связь
Тип
базового
танка
ТПУ-3
Т-70
ТПУ-З-Ф
Т-70
ТПУ-3
PzKpfw
III
(трофейный)
ТПУ-3
-бис-Ф
Т-34
ТПУ-3
-бис-Ф
Т-34
ТПУ-3
-бис-Ф
Т-34
ТПУ-4
-бис-Ф
ИС-2
ТПУ-4
-бис-Ф
ИС-2
ТПУ-4
-бис-Ф
КВ-1С
ТПУ-4
-бис-Ф
ИС-2

САУ


 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz