КРЕЙСЕРСКИЙ ТАНК "КРОМВЕЛЛ"A27M, "Кромвель" (англ. Cruiser Cromwell) Танк "Кромвель" разработан фирмой "Лейланд", его серийное производство было начато в конце 1942 г. Имел классическую компоновочную схему, традиционный в английском танкостроении каркасный корпус с вертикальным расположением броневых листов, соединяемых с помощью заклепок. Танки "Кромвелл" выпускались в восьми модификациях, отличающихся друг от друга вооружением. Модификации I—III вооружались 57-мм пушкой и двумя 7,92-мм спаренными пулеметами, модификации IV—VII вооружались 75-мм пушкой или 95-мм гаубицей, двумя 7,92-мм спаренными пулеметами и одним 7,69 зенитным пулеметом, а модификация VIII называлась "штурмовым танком", имела 95-мм гаубицу, два 7,92-мм спаренных пулемета и дополнительное бронирование в виде броневых плит, навешиваемых снаружи на основное бронирование. На башнях устанавливались гранатометы для метания дымовых гранат. На всех модификациях устанавливались двенадцатицилиндровые бензиновые двигатели "Метеор" жидкостного охлаждения и механические пятискоростные коробки передач. В ходовой части использована индивидуальная пружинная подвеска. Опорные катки большого диаметра одновременно служат поддерживающими катками. Благодаря высокой удельной мощности, машины имели высокие скорости движения, но проходимость их была недостаточна вследствие большой величины удельного давления (до 1,03 кг/см2). На всех танках "Кромвелл" устанавливалась радиостанция и танковое переговорное устройство. Танки "Кромвелль" выпускались до 1944 г., всего было выпущено около 500 танков этого типа. Они поступали на вооружение бронетанковых бригад оперативного назначения. Модификация проекта А27 с двигателем «Метеор», первоначально названная «Кромвелл» III, получила обозначение А27М («М» — Метеор). «Метеор» — адаптированный вариант двигателя «Мэрлин». «Роллс-Ройс» переделала партию двигателей «Мэрлин» для танков, и в течение 1941 г. два танка "Крусэйдера", на которых вместо «Либерти» установили «Метеоры», прошли широкие испытания. Это позволило выявить наиболее проблемные узлы и агрегаты, и их взаимодействие, расход топлива, причем уже на раннем этапе разработки А27. «Бирмингем Кэрриедж энд Вэгон» поставила первую машину из мягкой стали в армию для испытаний 1 марта 1942 г., сразу после опытной модели «Центаура». Еще две опытные машины передата к концу 1942 г., и их «детские болезни» оказались относительно немногочисленны: нарекания вызвали тормоза, КП и система охлаждения. Идея использования двигателя «Метеор» вполне оправдалась результатами испытаний, а запас мощности позволял дальнейшее развитие проекта А27. Производство танков "Кромвель" началось в январе 1943 г., с этого времени «Лейланд» стала головной фирмой по разработке и производству машин широкой серии А27. Ее ответственность охватывала всех субподрядчиков по поставке узлов и агрегатов, а также заводы по сборке «Кромвелей». Тем временем была сформулирована политика Военного министерства в отношении танкового вооружения в значительной степени в связи с результатами опытов с А24/А27 и требованиями к тяжелым крейсерским танкам. Боевые действия в Западной пустыне, достигшие пика после прибытия на данный театр военных действий американских средних танков МЗ и М4, привели к появлению требований на орудия двойных возможностей, способные вести огонь осколочными и бронебойными снарядами, как на очень удачных МЗ и М4. В декабре 1942 г. развернулись работы над британским вариантом 75-мм пушки, которая выглядела как 6-фунтовая (57-мм) танковая пушка с увеличенным диаметром канала ствола, и начиная с «Кромвеля» IV тапки выпускались с этими пушками. Первые машины, вооруженные таким образом, были поставлены в ноябре 1943 г., но имели поначалу много дефектов, включая плохо работавшую полуавтоматику затвора, доводка которого длилась до мая 1944 г. «Кромвель» стал наиболее массовым британским крейсерским танком Второй мировой войны, основой бронетанковых соединений британской армии в 1944-45 гг. наравне с американским М4 «Шерман». Однако даже с 75-мм пушкой эта машина могла на равных встречаться с германскими «Пантерой» и поздней модификацией Рz IV. Однако с двигателем «Метеор» он был самым быстроходным британским танком с наибольшей удельной мощностью из принятых к тому времени, однако чисто физические ограничения (в основном небольшая ширина корпуса) не допускали его дальнейшее усиление, требовались существенные изменения конструкции для установки 76-мм пушки - см. материалы по «Челленджер» и «Комет». Все машины серии А24/А27 имели схожую конструкцию с коробчатыми формами корпуса и башни, с комбинированным бронированием — на сравнительно тонкую броню снаружи крепились на болтах дополнительные бронелисты. Механик-водитель и его помощник (он же стрелял из лобового пулемета) располагались в передней части корпуса. В башне — командир, наводчик, заряжающий, исполняющий также обязанности радиста. Траки изготавливались из стали, легированной марганцем, с центральным гребнем. Двигатель и трансмиссия монтировались в кормовой части корпуса. До окончания производства в «Кромвелл» в 1945 г. внесли многочисленные изменения в деталях и узлах. Они описаны ниже. Наиболее важным нововведением считалась замена клепаных соединений сварной конструкцией, которая намного упростила массовое производство. Тактико-технические характеристики танка Мк VII "Кромвелл VII"
Примечания: Часто встречались с противопожарными чехлами на кормовых выхлопных решетках. Варианты серийных машин:
Модификации:
|