Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

Panzerkampfwagen VI Ausf. B

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Т-VI В "КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР"

Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182) - Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B -Tiger II - Konigstiger (Неофициальное название)

Танк "Королевский тигр" разработан в 1943 г. фирмой "Порше" и с 1944 г. начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков "Тигр". Так же, как и его предшественник, "Королевский тигр" был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200-мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт "Пантеры", конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Башня также напоминает по своей форме башню "Пантеры", но более вытянута в длину. В башне, кроме вооружения, располагались три члена экипажа и часть боекомплекта - 22 снаряда. Снаряды располагались в горизонтальном положении, что в сочетании с механизмом заряжения существенно повышало скорострельность пушки. Для снижения уровня загазованности башни были предусмотрены вентилятор и система продувки канала ствола после выстрела. Карбюраторный двигатель фирмы "Майбах" жидкостного охлаждения был установлен в задней части танка, а трансмиссия с ведущими колесами - в его передней части. Соединение ее с двигателем обеспечивалось карданной передачей. Ходовая часть имела катки большого диаметра, расположенные в шахматном порядке. По сравнению с танком Т-VI Н она удлинена на один опорный каток на борт. В связи с высоким весом подвижность танка оказалась даже ниже, чем у танка Т-VI Н.

Panzerkampfwagen VI Ausf. B

 История создания тяжелого
танка "Королевский тигр"

"Королевский тигр" - последний немецкий тяжелый танк - называли гибридом между "Элефантом" и "Пантерой". От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй - форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений  вермахта и самого фюрера вооружить танк отработанной конструктивно, мощной-зенитной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное - толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.

В августе 1942 года было разработало техническое задание на тяжелый танк, который должен был в перспективе заменить танк "Тигр". На новой машине предполагалось использовать 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр, которая была сконструирована фирмой "Krupp" в 1941 году. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма "Henschel" и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.

Проект Порше VK 4502 (P1)

Проект Порше VK 4502 (P1) с задним расположением башни

Ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(P) - заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III - представлял собой несколько переработанный, применительно к новому техзаданию, танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей "Simmering-Graz-Pauker"  мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию.

Проект Порше VK 4502 (P1)

Проект Порше VK 4502 (P1) с задним расположением башни

Другие варианты проекта, предложенные конструкторским бюро Porsche AG, предполагали использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизельмотора мощностью 700 л.с., и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. При заднем размещении башни двигатель располагался в средней части корпуса, а отделение управления - впереди.

Проект Порше VK 4502 (P2)

Проект Порше VK 4502 (P2) с передним расположением башни

Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод "Friedrich Krupp AG" в Эссене успел изготовить 50 башен для танка конструкции Порше.

Компоновка танка VK 4502 (P2)

Компоновка танка VK 4502 (P2)

Что касается проекта, предложенного фирмой "Henschel", - VK 4503(H) - то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком "Пантера II", разработка которого также шла в тот период.

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Создавая новый тяжелый танк, и Адерс не изобрел ничего оригинального: взамен "ящикообразного" корпуса старого "Тигра" в основу новой машины были положены формы и пропорции корпуса и башни "Пантеры". При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую - 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части (в частности ведущих колес) заимствовали у "Тигра" и "Пантеры". В наследство от последней новой машине достался 700-сильный двигатель Maybach HL230Р30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По - "Пантеровски" в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра" заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с "Пантерой II".(так и не пошедшей в серию).

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(H). Игрушка понравилась и работа пошла полным холом. При этом, так же как в случае с танком "Тигр", поступило распоряжение использовать на танке фирмы "Henschel " уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. 18 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы "Wegmann" поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийные машины.

Тигр II с башней Порше

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182). позже замененное на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название "Konigstiger"  - "Королевский тигр" - в Вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране название "Королевский тигр" известно каждому, а "Тигр Б" или "Тигр II" в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с серийной башней

Серийное производство "Королевского тигра" началось в январе 1944 года. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков "Тигр II" со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам "Henschel".

Tiger II

В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных "Королевских тигров". Своего максимума производство достигло в августе 1944 года, но и тогда не дотягивало до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью 1944-го. После того выпуск "Королевских тигров" сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы "Niebelungenwerke" в Сент-Валентине, но этого не произошло.

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с серийной башней

Другой немецкий автор - Фриц Хан приводит другое число танков, выпушенных в 1945 году - 112. Подобное разночтение не позволяет указать обшее количество изготовленных "Королевских тигров". Число это колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году.

Первые же бои с участием "Королевских тигров" выявили некоторые недостатки у первых 50 танков, на которых устанавливались башни конструкции Порше, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании их в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма "Krupp" разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

Pz.Kpfw VI Ausf.B King-Tiger

Pz.Kpfw VI Ausf.B King-Tiger

Помимо смены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на "Королевских тиграх" появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда тот нагнетался с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG-34 заменили на МG-42, а шаровую установку курсового пулемета - на установку пистолета-пулемета MP-40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовали даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
Тигр-II в Бовингтонском музее
Тигр-II в Бовингтонском музее
Тигр-II с башней Порше в
Бовингтонском музее
Тигр-II в Бовингтонском музее
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

Как и в случае с "Тигром" сборка "Королевских тигров" на фирме "Henschel" теоретически была разделена на девять этапов по 6 часов в каждом. В среднем же на сборку одного танка уходило до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 - в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного "Королевского тигра" уходило 119 798 кг стали (для сравнения на одну "Пантеру" - 77 469 кг).

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
Танк
Танк
В Германии
В Бельгии
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

В начале 1945 года 10 танков с башней "Henschel" были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu5 и Fu7 (вариант Sd.Kfz. 267) или Fu5 и Fu8 (вариант Sd.Kf/. 268). Переделкой занималась фирма "Wegmann".Первый командирский танк "Panzerbefehlswagen Tiger II" покинул заводской цех 3 февраля 1945 года.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
Танк
Танк
в Швейцарии
в США
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

В конце 1944 года фирма "Krupp" приступила к проектированию танка "Тигр II", вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размешалась в стандартной "хеншелевской" башне. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ее ствол с начальной скоростью 990 м/с. Этот проект реализован не был.


 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz