Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

САМОХОДНОЕ ПРОТИВОТАНКОВОЕ ОРУДИЕ "НАСХОРН"

8,8 cm PaK43/1 auf PzKpfw IV
( "Nashorn" - "носорог")
"Хорниссе" - "Hornisse" - "шершень" (до 27.01.1944 года) Sd.Kfz.164.

Самоходная установка разработана в 1942 году на базе танка Т-IV с широким использованием узлов танка Т-III. Шасси танка Т-IV перекомпоновано: боевое отделение расположено сзади, силовая установка - в центре корпуса, отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса - в передней части. Боевое отделение представляет собой открытую сверху бронированную рубку, в которой на станке установлена 88-мм полуавтоматическая противотанковая пушка с длиной ствола 71 калибр. Скорострельность орудия составляла до 10 выстрелов в минуту.

Стрельба могла вестись фугасными снарядами (масса 9,14 кг, дальность стрельбы 15300 м), бронебойными трассирующими, кумулятивными и подкалиберными снарядами. С расстояния 1000 м бронебойно-трассирующий снаряд под углом 300 к нормали пробивал броню толщиной 165мм, а подкалиберный - 193-мм. По этой причине установка "Насхорн" была исключительно опасна для всех танков противника при ведении боя на больших расстояниях, в ближнем бою она теряла свои преимущества — начинало сказываться недостаточно сильное бронирование. Самоходная установка "Насхорн" выпускалась серийно с февраля 1943 года до конца войны. Всего было выпущено около 500 самоходок, которые использовались в тяжелых истребительно-противотанковых частях.

После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и KB даже самым оптимистично настроенным германским руководителям стало ясно, что материальная часть непобедимых доселе "Панцерваффе" значительно уступает новым советским танкам. Порой грубо сработанная, но имеющая мощное вооружение и бронезашиту, оснащейная дизелем В-2, советская современная бронетехника в 1941 году "царила" на поле боя. Когда последние надежды на блицкриг рассеялись, немецкие инженеры взялись за работу, спешно доводя до серийного производства перспективные опытные машины.

САУ

Разработка новых тяжелых и средних германских танков задерживалась, а еще требовалось запустить совершенно оригинальные конструкции в серийное производство. Было очевидно, что суперсовременные танки "Тигр" и "Пантера" станут действительно массовыми в войсках еще не скоро. Напрашивалось следующее техническое решение - использовать гусеничные базы широко распространенных в немецкой армии танков для установки на них мощных артсистем, способных решать многообразные тактические задачи. Таким образом, германские войска получили целое семейство различных САУ, относившихся к "классу полевых систем на подвижном лафете". Подобная техника характеризовалась размещением орудий в полуоткрытой рубке, броня которой защищала расчет САУ только от пуль и осколков. По описанной выше схеме была скомпонована и построена противотанковая артиллерийская установка, получившая впоследствии индекс Sd.Kfz.164.

САУ "Насхорн" в музеях стран мира
Кубинка, Россия
Abberden U.S. Army
Кубинка,
Россия
Abberden U.S. Army
Ordnance Museum, США
Нажмите на фото САУ "Насхорн" для увеличения

Гусеничная база (унифицированный самоходный лафет) новой САУ была разработана в 1942 году на фирме "Дойче Айэенверке" с использованием стандартных узлов ходовых частей широко распространенных в войсках танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Данное шасси под названием "Geschutzwagen III/IV" задумывалась как многоцелевая база для целого семейства САУ: противотанковых, зенитных, артиллерийских установок огневой поддержки и.т.д. Особенностью этой конструкции являлось размещение двигателя и трансмиссии в передней части корпуса в непосредственной близости от ведущего колеса. Боевое отделение смещалось к корме и было очень просторным, что в свою очередь позволяло разместить в рубке артсистему достаточно крупного калибра, в том числе и мощную противотанковую пушку. Однако и последнюю тоже пришлось проектировать заново.

пушка

Первые идеи создать для Рак43 самоходный "гусеничный носитель" были высказаны на совещании в управлении вооружений еще 28 июля 1942 года. Так как проектирование полностью оригинальной конструкции заняло бы много времени, во время дискуссии была выдвинута идея о возможности скорейшей разработки некоего промежуточного образца (использующего агрегаты уже серийно выпускающихся машин), который можно было бы запустить в производство в начале 1943 года. Контракт на проектирование подобной конструкции был заключен с фирмой "Алкетт-Борзингвальде", которая в свою очередь воспользовалась вышеупомянутыми разработками компании "Дойче Айзенверке" по изготовлению унифицированного самоходного лафета из стандартных узлов ходовых частей танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Опытный образец должен был быть представлен к 20 декабря 1942 года.

САУ

2 октября 1942 года на одном из совещаний с участием Гитлера и рейхсминистра вооружений Шпеера был рассмотрен уже готовый проект шасси от фирмы "Алкетт-Борзингвальде", получивший в германских документах традиционно длинное название "Zwischenloesung Selbstfahr-lafette". Фюрер, вдохновленный быстрым проектированием конструкции, строил планы, что к 12 мая 1943 года промышленность выйдет на темп производства в 100 самоходок ежемесячно.

САУ

По требованию управления вооружений компания "Алкетт-Борзингвальде" разработала корпус той же ширины, что и бронекорпус танка PzKpfw III (то есть шире, чем у танка PzKpfw IV). Агрегаты и компоненты новой САУ, включая трансмиссию, дифференциалы и ведущие колеса, были также взяты от танка PzKpfw III. Двигатель, его система охлаждения, глушитель, радиаторы - от среднего танка PzKpfw IV Ausf.F. Элементы ходовой части - опорные и поддерживающие катки, ленивцы, траки гусениц были также заимствованы от "четверки". Двигатель "Майбах" в модификации HL120TRM (12-цилиндровый с рабочим объемом 11867 см3, V-образный с развалом цилиндров в 60 градусов, карбюраторный, четырехтактный, мощностью 300 л.с. при 3000 об./мин.) был установлен в центральной части корпуса, а "настил" над ним максимально усилили для того, чтобы разместить артсистему вблизи центра тяжести САУ.

САУ


Однако в связи с новым целевым назначением проектируемой самоходной установки некоторые агрегаты пришлось спроектировать заново. Все конструктивные отличия были описаны в руководстве по эксплуатации САУ.


 
Воздуховод ("Kuehllufifuehrung"): воздух для охлаждения двигателя поступает через заборное окно в левом борту корпуса и, минуя радиатор (охлаждения), расположенный наклонно с левой стороны двигателя, и собственно двигатель, выводится через отверстие в правом борту. Подача воздуха осуществлялась двумя вентиляторами, находившимися с правой стороны двигателя. Регулировка отверстия воздухопритока осуществлялась механиком-водителем САУ.

САУ

Инерционный стартер ("Schwung-kraftanlasser"), который монтировался слева от двигателя и был связан с валом посредством устройства ("Аndrehklaue"), установленного на задней стенке противопожарной перегородки. Инерционный стартер служил для пуска двигателя машины в аварийных ситуациях и приводился в действие мускульной силой экипажа посредством кикстартера, размешенного в боевом отделении.

Топливо (топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74) хранилось в двух баках суммарной емкостью 600 л. Баки были расположены под днищем боевого отделения, а их (баков) заливочные горловины выходили внутрь (боевого отделения) таким образом, что дозаправку можно было осуществлять даже под огнем противника. Также на днище корпуса имелись специальные сливные отверстия, "выводящие" разлитое в случае аварийных ситуаций топливо из корпуса самоходной установки. Подобные устройства закрывались татько при форсировании САУ водных преград вброд.

Насхорн

Нажмите на картинку для увеличения

Охлаждающее устройство водонагревателя модели "Fuchs" ("Kuehlwas-serheizegerat Fauart Fuehs") было установлено по левому борту корпуса.
Оригинальной являлась бронировка рубки и орудийного щита, толщина бронелистов которых в бортах и корме составляла лишь 10-мм, что давало экипажу САУ защиту только от обычных, но не бронебойных пуль и мелких осколков. Изначально все листы рубки планировалось делать толщиной 20-мм по бортам и в корме, а 50-мм в лобовой части - из стали марки "SM-Stahl". Однако в целях экономии массы закаленные бронелисты толщиной 30-мм использовались только в лобовой части корпуса.

САУ

В рубке самоходного орудия вместе с верхней частью лафета была смонтирована 88-мм артсистема "Раnzerjaegerkanone" 43/1 с длиной ствола в 71 калибр (88 см Рак43/1 - L/71). Она, была конструктивно идентична буксируемой 88-мм противотанковой пушке Рак43/41. Но форма орудийного шита выполнялась скругленной, чтобы обеспечить поворот артсистемы внутри рубки. Рекуператор (рекупикация-возвращение,обратное получение энергии,расходуемой при технологических процессах) был смонтирован над стволом орудия, а накатник - ниже орудийного ствата. По бокам пушки расположили контрбалансировочные цилиндры. Сектор наведения артсистемы в вертикальной плоскости составлял от -5 градусов до +20 градусов. Сектор наведения по горизонту определялся в 30 градусов по + 15 градусов в каждую сторону.
Также, уже в 1944-1945 годах на вышеописываемые самоходные орудия устанавливались 88-мм стволы не от Рак43/41, а от противотанковой пушки Рак43 на крестообразном лафете производства фирмы "Весерхутте". Но подобных образцов было относительно немного - около 100.

Штатный боекомплект
(нажмите на изображение для увеличения)

Штатный боекомплект

Внешний вид и маркировка боеприпасов к 88-мм противотанковым пушкам Рак 43/1 и Рак 43:
1- c бронебойно-трассирующим снарядом Pz.Gr.Patr39/1; 2 - c бронебойно-трассирующим снарядом Pz.Gr.Patr.39/43;
3 - c осколочной гранатой Spr.Gr. Flak 41 (старого образца); 4 - c осколочной гранатой Spr.Gr.Patr.43;
5 - c кумулятивным снарядом Gr.39 HL; 6 - c кумулятивным снарядом Gr.39/43 HL.

Таким образом, в кратчайшие сроки с широким использованием серийных танковых агрегатов был создан истребитель танков, впервые (вместе с "Фердинандом") для германского танкостроения оснащенный длинноствольной 88-мм артсистемой - с длиной ствола в 71 калибр. Эта машина была способна с расстояния более 2,5 км поражать все средние и тяжелые советские и англо-американские танки, но из-за открытой и легкобронированной рубки она была достаточно уязвима в ближнем бою, да и на средних дистанциях отечественные "тридцатьчетверки" и KB оставляли подобной конструкции мало шансов. Такое самоходное орудие являлось неким "эрзацем", способным успешно действовать лишь с сильно удаленных засадных позиций. А по настоящему эффективный истребитель танков, как выяснилось позднее, должен иметь не только мощное вооружение, но и быть хорошо бронированным, а также иметь низкий силуэт, затрудняющий поражение подобной боевой машины. Последними двумя достоинствами это самоходное орудие не обладало.

САУ

Производственный план на следующий (4-й финансовый год) был утвержден 4 мая 1944 года. Согласно этому документу фирма "Алкетт" полностью освобождалась от работ по сборке самоходных орудий Sd.Kfz.164. Теперь головным подрядчиком по выпуску САУ этого типа становилась корпорация "Штальиндустри". Предприятиям этой фирмы предписывалось сдать 30 машин в апреле, 30 - в мае, и последние 40 - в июне 1944 года, всего - 100 единиц.

Данную программу подкорректировали 14 июня 1944 года: 14 САУ Sd.Kfz.l64 - в апреле, 24 - в мае, 5 - в июне, 30 - в июле, 30 - в августе и 29 - в сентябре, всего - 130.
Необходимо заметить, что параллельно с выпуском разворачивалась эпопея по переименованию этого самоходного орудия, превращения Sd.Kfz.164 из "Шершня" ("Хорниссе") в "Носорог" ("Насхорн").

САУ

Переименование САУ "Хорниссе" в "Насхорн"

Впервые идея о переименовании Sd.Kfz.l64 посетила Гитлера 29 ноября 1943 года. 1 февраля 1944 года новое название самоходки упоминается уже в документах главного командования вермахта (ОКВ), а 27 февраля - в приказах главного командования сухопутных войск (ОКХ).

Однако еще летом 1944 года в официальной переписке присутствует и старое название - "Шершень" ("Хорниссе") и только с сентября 1944 года новое обозначение - максимально конкретизированное - "Насхорн" (ранее "Хорниссе") было повсеместно внедрено в документооборот.

Мотивация подобного переименования до конца не совсем понятна. Возможно, в немецком языке "Носорог" звучит куда грознее, чем "Шершень"; возможно, что весь "подкласс" новых типов танков и САУ (танкоистребительные самоходки) педантичные немцы хотели идентифицировать только с млекопитающими (хотя и здесь есть исключения - танки-истребители Pz IV/70 так и остались без названия. Возможен и третий вариант: САУ "Хорниссе" должны были оснащаться 88-мм пушкой Рак43, но на практике это так до конца и не произошло. Но как бы то ни было, "реинкарнация" завершилась: к сентябрю 1944 года в вермахте появилась "новое - старое" самоходное орудие - Sd.Kfz.164 "Носорог/Насхорн".

САУ

Официальные наименования САУ Sd.Kfz.164

1. s. Sfl.auf Pz.Kpfw.lll/IV Fahrgestell, Hornisse mit 8,8 см Рак 43 (21 января 1943 года,"Hauptausschuss Panzerjaeger" IVb ("Hornisse").
2. 8,8 см "Panzerjaeger" IVb (26 января 1943 года, Gen. Sy.d.HOrd.Abt).
3. "Panzerjaeger Hornisse" (Sd.Kfz.164); 8,8 см "Panzerjaegerkanone "43/1 (L/71) (30 января 1943 года, K.St.N.1148b).
4. Panzerjaeger lll/IV "Hornisse" fuer 8,8 см Рак43/1 (Sd.Kfz.164) (6 августа 1943 года, ln.6).
5. 8,8 см Panzerjaeger 43/1 (Lf71) Hornisse (15 октября 1943 года, D 653/42).
6. "Panzerjaeger Hornisse" fuer 8,8 см Pak43/1 (Sf) (Sd.Kfz.164) (1 ноября 1943 года, K.St.N.1148b).
7. "Nashorn" - по предложению фюрера для fuer 8,8 см Pak auf Fgst.lll/IV (29 ноября 1943 года - Гитлер, 1 февраля 1944 года - ОКВ, 27 февраля - ОКХ).
8. Рак 43 (Sf) ("Hornisse") (1 марта 1944 года, D 9020/46).
9. Pz.Jaeg. "Hornisse" fuer 8,8 см Рак 43/1 (Sd.Kfz.164) (6 июля 1944 года, ln.6).
10. 8,8 см Рак 43/1 Sh. "Nashorn" (frueher "Hornisse") (сентябрь 1944 года, Gen.lnsp.d.Pz.Tr).
11. 8,8 см Рак43/1 (U71) auf Fgst.Pz.Kpfw.lll u. IV (Sf) ("Nashorn") (Sd.Kfz.164) (октябрь 1944 года, "Waffenamt").


 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz