Меню сайта
Кто сегодня был

Форма входа

САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-76И

(Принята на вооружение под обозначением СУ С-1. В послевоенной печати встречаются обозначения СУ-76 (С-1)

САУ 76ИВ числе трофеев Красной Армии насчитывалось значительное количество исправных и боеспособных танков Т-III и Т-IV. Поэтому в 1942 году было принято решение разработать на их базе самоходно-артиллерийские установки, вооруженные советскими 76,2-мм пушками ЗИС-3 (самоходка СУ-76И) и 122-мм гаубицами М-30 (самоходка СУ-122И). Самоходная установка СУ-76И была разработана на базе немецкого танка Т-III и имела следующую компоновку: моторно-трансмиссионное отделение находилось сзади, а спереди была смонтирована боевая рубка с установленным в ней орудием.
Механик-водитель располагался слева от орудия. Для наблюдения за полем боя командир имел башенку со смотровыми приборами. На самоходной установке устанавливались телескопический и панорамный прицелы, радиостанция и танковое переговорное устройство. Всего за время войны было выпущено около 1200 самоходных установок СУ-76И и СУ-122И.

Самоходка СУ 76 И

Самоходная установка СУ-76И была сконструирована и изготовлена в январе-марте 1943 г. на заводе №37 НКТП в Свердловске под руководством Г.И. Каштанова совместно с ЦАКБ НКВ на базе трофейных немецких САУ «Артштурм» и танк T-III. В марте 1943 г. изготовленный опытный образец установки успешно прошел испытания на Софринском полигоне НКВ. Постановлением ГКО от 18 января 1943 г. машина была принята на вооружение и находилась в серийном производстве с мая до конца ноября 1943 г. Всего заводом №37 было выпущено 200 самоходных установок за счет трофеев, захваченных после боев в Сталинграде. Самоходная установка СУ-76И была снята с производства из-за отсутствия трофейных танков T-III и самоходных установок «Артштурм». Войсковая эксплуатация затруднялась сложностью ремонта, отсутствием запасных частей.

САУ 76И

Установка была выполнена по компоновочной схеме с передним расположением совмещенных отделений трансмиссионного и управления, и кормовым моторным отделением. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса, над которым размещалась броневая рубка с установленным вооружением. Отделение управления и трансмиссии, в котором размещался механик-водитель, непосредственно соединялось с боевым отделением. Моторное отделение было отделено от боевого перегородкой, в которой имелся люк для доступа к двигателю, закрывавшийся дверцей.
В боевом отделении справа от пушки размещался командир, слева впереди - наводчик, сзади его на кожухе вала трансмиссии - заряжающий. Посадка и выход экипажа осуществлялись через люк, закрывавшийся двухстворчатыми броневыми крышками и располагавшийся в кормовом листе и крыше рубки. Для наблюдения за полем боя и вождения машины у механика-водителя в лобовом и левом бортовом листах корпуса имелись смотровые люки с триплексом и броневой заслонкой. Остальные члены экипажа вели наблюдение за полем боя, используя командирскую панораму ПТК и смотровые щели, располагавшиеся в лобовом и бортовых листах броневой рубки, оборудованные броневыми заслонками.

Самоходная установка СУ-76И

В качестве основного оружия использовалась 76,2-мм танковая пушка Ф-34, устанавливавшаяся в рамке. Углы вертикальной наводки пушки составляли от - 5 до 4-15°, по горизонту - в секторе ±10°. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТМФД-7 и прицел от 76,2-мм пушки ЗИС-З. Скорострельность составляла 5 - 6 выстр./мин. В боекомплект установки входили 96 унитарных выстрелов со стальной осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (0ф-350, 0-350А, Ф-354), бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП), кумулятивным снарядом (БП-353А), подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (БР-354П), пулевой шрапнелью (Ш-354, Ш-354Т и Ш-354Г) и картечью (Щ-350).

Самоходка

Выстрелы размещались:
48 шт. - в правом заднем углу рубки на горизонтальном стеллаже,
38 шт. - в вертикальных стойках вдоль левого борта
10 шт. - в вертикальной стойке вдоль правого борта.
Кроме того, в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1000 патронов и 20 - 25 ручных гранат Ф -1.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-76И

1- пушка Ф-34, 2 - маска пушки, 3 - щит броневой, 4 - панорама ПТК, 5 - прицел ТМФД-7 телескопический, 6 - ограждение пушки, 7 - выстрелы к пушке, 8 - сиденье заряжающего, 9 - двигатель, 10 - кожух карданной передачи, 11 - вал карданный, 12 - сиденье механика-водителя.

Броневая защита обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. Корпус и рубка сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 10-мм, 15-мм, 25-мм, 30-мм, 35-мм и 50-мм. Броневая маска амбразуры пушки имела толщину 50-мм. Кроме того, с июля 1943 г. на качающейся бронировке пушки стал устанавливаться броневой щиток, обеспечивавший защиту от пуль и осколков зазора между подвижной бронировкой пушки и броневой маской амбразуры. В бортах корпуса в районе боевого отделения, внутри гусеничного обвода (при использовании базы танка Т-III) имелись два аварийных люка, закрывавшихся броневыми крышками. В кормовом листе корпуса самоходной установки для заводной рукоятки инерционного стартера был сделан специальный лючок, закрывавшийся броневой заслонкой.

Самоходная установка

Рубка имела форму усеченной пирамиды с рациональными углами наклона броневых листов и крепилась к корпусу машины с помощью болтов. Стык броневой рубки и корпуса машины был усилен наварными броневыми накладками толщиной 10-мм. Помимо выреза для входного люка, в крыше рубки были сделаны: лючки для установки панорамы Герца, командирской панорамы и флажковой сигнализации, а также был установлен броневой стакан антенного ввода. Для стрельбы из пистолета-пулемета ППШ в левом и правом бортах, а также в левой створке кормового люка рубки были выполнены отверстия, закрывавшиеся броневыми заслонками. Кроме того, в лобовом листе рубки для этой цели также имелось круглое отверстие, закрывавшееся броневой пробкой. На части самоходных установок (около 20 машин) - командирских машинах с августа 1943 г. на крыше рубки справа над специальным спонсоном устанавливалась командирская башенка с входным люком, конструкция которой была заимствована у немецкого танка T-III. На этих машинах устанавливалась радиостанция повышенной мощности, вследствие чего боекомплект к пушке был сокращен.

Самоходка СУ-76И

В моторном отделении самоходно-артиллерийской установки устанавливался карбюраторный четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель «Майбах» HL120TRM жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с. (221 кВт) с двумя карбюраторами «Солекс». Пуск двигателя производился с помощью электростартера «Бош» типа BNG мощностью 4 л.с. (2,9 кВт) или вручную — с помощью инерционного стартера. В системе зажигания использовалось магнето «Бош» типа I012L14 или отечественного производства БСМ-12Ш. Для доступа в моторное отделение в его крыше были сделаны четыре люка, закрывавшиеся броневыми крышками. Емкость основного топливного бака составляла 320 л, запасных — 120 л. Два запасных цилиндрических топливных бака устанавливались на верхнем наклонном кормовом листе корпуса. Запас хода машины по шоссе с использованием только основного топливного бака достигал 180 км.

Самоходная артиллерийская установка

В зависимости от модификации используемого шасси немецкого трофейного танка T-III на установке применялись коробка передач и главный фрикцион фирмы «Майбах» двух типов: механическая шестиступенчатая коробка передач ZF «Афон» SSG77 (шесть передач переднего хода и одна передача заднего хода) и сухой трехдисковый главный фрикцион с механическим управлением или механическая безвальная десятиступенчатая коробка передач «Майбах Вариорекс» SRG 328145 с синхронизирующим устройством и полуавтоматическим пневмогидравлическим преселекторным управлением (десять передач переднего хода и четыре передачи при движении задним ходом) и двухдисковый главный фрикцион, работавший в масле. При использовании шестиступенчатой коробки передач главный фрикцион устанавливался на двигателе в моторном отделении. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществлялась с помощью вала трансмиссии, проходящего через боевое отделение.

САУ СУ-76И

Тактико-технические характеристики
самоходных установок семейства СУ-76

ТТХ / Марка САУ
76-мм
СУ-76М
(СУ-12М)
76-мм
СУ-76(И)
(СУ-С-1)
76-мм
СУ-16
76-мм
СУ-76М
(СУ-15М)
85-мм
СУ-85Б
Боевая масса, кг
11280
22500
9800
10500
12400
Экипаж, чел.
4
4
4
4
4
Размерения, мм
Длина общая
5000
6300
4410
4965
6130
Ширина
2740
2910
2714
2714
2755
Высота
2200
2375
2100
2100
2100
Клиренс
300
350
300
300
310
Вооружение
Орудие, кал
76,2-мм
72,6-мм
76,2-мм
76,2-мм
85-мм
Тип
У-31
С-1
С-15
С-15
ЛБ-2
Длина ствола, клб
41,6
41,6
41,6
41,6
55
Нач. скорость сн м/с
662
662
662
662
800
Угол гориз. наведения
±16°
±12°
±12°
±15°
±12°
Угол верт. наведения
-3+25°
-5+15°
-2+15°
-2+15°
-2+15°
Снарядов, шт.
60
98
50
60
42
Пулеметов, шт. х кал
-
-
-
1х7,62-мм
1х7,62-мм
Патронов, шт.
-
-
-
504
504
Толщина брони, мм
Вертик. корпуса
35-25-15-10
50-30-25
25
35-25-15-10
25-15-20
Гориз. корпуса
7
10
7-8
10
10-8
Рубка
25
30-25
25-15
25-15
25-15-10
Силовая установка
База
т. Т-70
т. Рz III
т. Т-70
т. Т-70
Т-70
Мощность макс., л.с
2x70
320
140
140
160
При част. враш. об/мин
3400
3000
3400
3200
3600
Передач КПП
4/1
6/1
4/1
4/1
4/1
Скорость макс, км/ч
42
48
40
40,0
41
Среднетехнич км/ч
25
25
25
25
25
Тип топлива
Бензин 1 с
Бензин 1 с
Бензин 1
с Бензин 1с
Бензин 1с
Емк. бака, л.
400
300
320
400
420
Запас хода, км
250
170
220
300
320
Преодолеваемые препятствия
Подъем, град.
35
н.д.
35
35
н.д.
Спуск, град.
30
н.д.
30
30
н.д.
Крен, град.
32
н.д.
32
30
н.д.
Окоп, мм
2000
2000
1800
2000
н.д.
Стенка, мм
600
600
600
600
н.д.
Брод, мм
900
1000
800
900
н.д.

В отделении управления и трансмиссии устанавливались коробка передач (при использовании десятиступенчатой коробки) и собранный с ней главный фрикцион, одноступенчатые планетарные механизмы поворота с опорными тормозами, поперечные карданные валы, тормоза управления и приводы управления самоходной установкой. При применении шестиступенчатой коробки передач могли использоваться два типа управления тормозами: механический и гидравлический. Снаружи в передней части бортов корпуса в броневых картерах размещались бортовые редукторы.

В систему подрессоривания самоходной установки входили индивидуальная торсионная подвеска, резиновые ограничители хода балансиров для всех опорных катков и гидравлические амортизаторы на крайних опорных катках. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами, двенадцать двухскатных опорных и шесть двухскатных поддерживающих катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и две гусеницы с шириной трака 380-мм.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи емкостью 128 или 144 Ампч и генератор «Бош» типа GTW мощностью 600 Вт с реле-регулятором.
 Первоначально для внешней радиосвязи на каждой третьей выпущенной машине устанавливалась радиостанция 9Р и внутреннее переговорное устройство ТПУ-ЗФ, начиная с мая 1943 г. радиостанция устанавливалась на каждой самоходной установке.

 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники
  • ТРАКТИРЪ
  • Copyright 2GTTK © 2011-2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz