САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-85Опыт использования установок СУ-122 показал, что для выполнения задач сопровождения и поддержки огнем танков, пехоты и кавалерии они обладают слишком низкой скорострельностью. Войскам требовалась установка, вооруженная более скорострельной арилдлерийской системой. Такой установкой стала СУ-85, созданная на базе танка Т-34 и вооруженная 85-мм пушкой Д5-С85. Установка была принята на вооружение в 1943 году и выпускалась до 1944 года, когда ее сменила в производстве более мощная СУ-100. По компоновке СУ-85 была аналогична СУ-122: моторно-трансмиссионное отделение расположено в задней части корпуса, а бронированная со всех сторон рубка с установленной в ней пушкой - в передней и средней части. Самоходная установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Вместе с тем для ведения огня с закрытых позиций она оборудовалась панорамным прицелом. На установке монтировались радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходки СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (по 16 установок в каждом полку) и широко использовались в сражениях Великой Отечественной войны. Всего промышленность выпустила 2329 машин этого типа. В 1944 году было выпущено также 315 установок СУ-85М, представлявших собой пушку Д5-С85, установленную в корпусе СУ-100. Из истории создания самоходной установки СУ-85Весной 1943 года на советско-германском фронте появился новый немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI "Тигр", несколько позже - танк Pz.Kpfw.V Ausf.A "Пантера", а затем и самоходно-артиллерийская установка "Фердинанд". Вооружение новых боевых машин противника позволило им увеличить дальность эффективной борьбы с отечественными танками по сравнению с 1941 годом в 4-5 раз, а разрушающее фугасное действие снарядов - в 2-3 раза. И если до весны 1943 года отечественные танки KB, Т-34, а затем и самоходно-артиллерийские установки СУ-122 были значительно выше немецких по мощности основного оружия и броневой защите, то с появлением новых германских машин стали уступать последним. Однако новые образцы германской бронетанковой техники содержали существенные недостатки: они имели большую боевую массу и по показателям подвижности и проходимости были хуже советских машин. Но, несмотря на то, что новые образцы немецких танков были сложны в производстве, а их выпуск не был таким массовым по сравнению со средними танками, появление этих боевых машин на поле боя вызвало необходимость создания для РККА более мощного танкового вооружения. В связи с этими обстоятельствами ГКО СССР своим постановлением №3187 от 15 апреля 1943 года наметил ряд мероприятий по увеличению огневой мощи оружия и броневой защиты при создании новых образцов бронетанковой техники. Во второй половине апреля 1943 года КБ Уралмашзавода под руководством Л.И. Горлицкого приступило к проектированию новой машины, за основу была взята модернизированная новая самоходная установка СУ-122М, на которую вместо 122-мм гаубицы требовалось установить 85-мм орудие с баллистикой зенитной пушки образца 1939 года. 5 мая 1943 года ГКО своим постановлением №3289 установил сроки и исполнителей по изготовлению новых танков и самоходно-артиллерийских установок. Изготовление новой самоходной установки с 85-мм пушкой было возложено на Уралмашзавод, орудие для новой машины должно было быстро спроектировать Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), а завод №9 Наркомата вооружения (НКВ) должен был его изготовить. Распределение работ между заводами было предусмотрено в приказе наркома вооружений и наркома танковой промышленности. После рассмотрения всех проектов самоходной артиллерийской установки СУ-85 спецкомиссия, созданная из представителей ГАУ, ГБТУ, НКТП и НКВ, 7 июня 1943 г. вынесла решение об изготовлении трех опытных образцов САУ с 85-мм пушками и одного модернизированного образца САУ со 122-мм гаубицей. В июле 1943 г. на Уралмашзаводе были изготовлены сразу четыре самоходных установки: С 20 по 25 июля 1943 года все САУ прошли заводские испытания пробегом на 80 км и стрельбой, во время которых на установках СУ-85-1 и СУ-85-IV с пушками конструкции ЦАКБ произошли поломки спусковых механизмов (на машине СУ-85-1 после 39 выстрелов, на СУ-85-IV - после 62 выстрелов). Самоходные установки СУ-85-II и СУ-122-III испытания стрельбой в объеме соответственно 129 и 165 выстрелов выдержали. В соответствии с решением комиссии, проводившей эти испытания, после устранения всех поломок и проведения контрольного отстрела все машины были допущены к государственным испытаниям. Однако срок готовности этих самоходных установок для проведения государственных испытаний из-за отсутствия готовых пушек был не выдержан с опозданием на три недели. Поэтому государственные испытания четырех новых образцов самоходных установок прошли на Гороховецком АНИОПе в период с 25 июля по б августа 1943 года. После проведения испытания всех самоходных установок пробегом на 500 км, в заключении государственной комиссии было отмечено, что «представленные Уралмашзаводом опытные образцы самоходных установок испытание пробегом в объеме 500 км выдержали и по ходовым качествам, надежности в работе механизмов, маневренности, а также проходимости не отличаются от танка Т-34». При проведении испытаний стрельбой большое количество недостатков было выявлено в конструкции 122-мм орудия Д-6, вследствие чего самоходная установка СУ-122-III с испытаний была снята. Однако по результатам испытаний все четыре орудия имели дефекты и по заключению комиссии испытаний не выдержали. Значительное же число недостатков было обнаружено в конструкции 85-мм орудия С-18, а относительно лучшей была признана 85-мм пушка Д-5С-85. После окончательной отработки конструкции самоходная установка СУ-85 имела следующие особенности:
В течение серийного производства самоходных установок СУ-85 велось непрерывное улучшение качества и облегчение ее производства, по дальнейшему увеличению ее огневой мощи. |
Описание конструкцииДля своего времени самоходная установка СУ-85 была грозной боевой машиной, тем более, что 85-мм пушкой Д-5Т в то время был вооружен только тяжелый танк КВ-85. Такая боевая машина была способна бороться с немецкими тяжелыми танками "Тигр" и "Пантера" на дистанции 600-800 м. В целом самоходная артиллерийская установка СУ-85 представляла собой безбашенную боевую полностью бронированную машину с более мощным вооружением по сравнению с танком Т-34-76, на базе которого она выпускалась, поскольку в неподвижной броневой рубке САУ (при прочих равных условиях) было установлено более мощное оружие, чем во вращающейся башне танка. При этом общая высота машины была уменьшена и улучшена форма носовой части корпуса. Броневая рубка имела переднее расположение и была выполнена по типу рубки опытной самоходной установки СУ-122М. В состав экипажа машины входили четыре человека. Боевое отделение и отделение управления были совмещены. Механик-водитель и наводчик размещался слева от пушки, за ним - заряжающий, командир машины - справа от нее. На крыше броневой рубки находилась неподвижная командирская башенка без входного люка с панорамой ПТК с круговым обзором и двумя зеркальными смотровыми приборами. Панорама ПТК предназначалась для наблюдения за полем боя командиром самоходной установки и для корректирования огня. На части самоходных установок использовалась командирская панорама ПТК-5, которая в отличие от панорамы ПТК не имела шкалы углов места цели. Смотровая башенка для панорамы отсутствовала, а вместо нее в верхней части лобового листа рубки был сделан прилив со специальным лючком, обычно закрываемым двухстворчатыми броневыми крышками. Для наблюдения за полем боя на крыше рубки у правого и левого бортов были установлены зеркальные смотровые приборы, прикрытые броневыми колпаками. Посадка экипажа в машину производилась через люк механика-водителя САУ и двухстворчатый люк, располагавшийся в задней части крыши и кормовом листе боевой рубки. Крышка люка механика-водителя с установленными смотровыми приборами была унифицирована с крышкой люка танка Т-34. Первоначально для очистки воздуха от пороховых газов в боевом отделении на крыше рубки САУ устанавливался вытяжной вентилятор. В последующем он был упразднен из-за неудобства пользования смотровыми приборами, размещавшимися на крыше рубки у правого бортового и кормового броневых листов. Для обеспечения вентиляции всего боевого отделения приоткрывали створку входного люка на кормовом листе рубки. 1 — рым, 2 — броневая заглушка амбразуры для стрельбы из личного оружия, 3 —призматический прибор наблюдения командира, 4 — задний призматический прибор наблюдения, 5 — дополнительные топливные баки (4 шт.), 6 — ввод антенны, 7 — бронеколпак панорамического прицела, 8 — отверстие прицела, 9 — прилив в корпусе для панорамы, 10 — призматический прибор наблюдения наводчика, 11—бронекрышка прибора наблюдения наводчика, 12 — крышка люка механика-водителя, 13 — фара, 14 — ящик для ЗИП артсистемы, 15—петли заднего броневого листа, 16—броневые колпаки выпускных труб (2 шт.), 17 — трубки для проводов к дымовым шашкам (2 шт.), 18 — крышка люка над трансмиссией, 19 — крюк буксирный (4 шт.), 20—картеры бортовых передач, 21—крышка с сеткой над жалюзи вентилятора, 22 — крышки над заправочными горловинами масляных баков (2 шт.), 23 — решетка жалюзи радиаторов (2 шт.), 24— крышка надмоторного люка, 25 — крышка посадочного люка, 26 — прилив корпуса для приборов наблюдения командира, 27 — крышка люка панорамы, 28 — пробка передних силовых баков. В качестве основного оружия на самоходной установке использовалась 85-мм нарезная пушка Д-5С-85 или 85-мм нарезная пушка Д-5С-85-А. 85-мм пушка Д-5С-85-А отличалась от пушки Д-5С-85 цельнолитым стволом и конструкцией казенника, наметками люльки и неподвижной части ограждения. Все артиллерийские выстрелы укладывались: В мае 1951 года в состав боекомплекта к пушке был введен унитарный выстрел УПБР-367 с практическим трассирующим снарядом ПБР-367, который предназначался для практических стрельб в целях экономии боевых бронебойно-трассирующих снарядов. Для тушения пожара в самоходной установке использовался ручной тетрахлорный огнетушитель типа РАВ, который размещался в боевом отделении. Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у среднего танка Т-34-76. В кормовой части машины в моторном отделении вдоль продольной оси корпуса САУ устанавливался V-образный, двенадцатицилиндровый дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя САУ производился с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) и напряжением 24 вольта или сжатым воздухом из двух воздушных десятилитровых баллонов с давлением 150 кгс/см2. По сравнению с базовой машиной топливная система СУ-85 претерпела следующие изменения: из боевого отделения был убран левый топливный бак. Взамен его устанавливались два бака в носовой части корпуса с правой стороны. На бортах корпуса в кормовой части машины устанавливались наружные дополнительные топливные баки цилиндрической формы, которые в топливную систему двигателя включены не были. Емкость основных топливных баков составляла 470 л, дополнительных - 360 л. Запас хода машины по шоссе на основных топливных баках достигал 300 км, с учетом дополнительных баков - 500 км. В состав трансмиссии входили: главный фрикцион; трехходовая пятиступенчатая коробка передач, обеспечивавшая пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода; два бортовых фрикциона валами: коническая промежуточная шестерня имела переднее расположение, валы находились в одной горизонтальной плоскости. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Остановка и повороты машины осуществлялись с помощью двух плавающих ленточных тормозов, располагавшихся на наружных барабанах бортовых фрикционов. Тормоза были изготовлены из листовой стали с накладками из феродо. Подвеска машины - индивидуальная, пружинная состояла из десяти узлов. В каждом из узлов подвески передних опорных катков имелось по две концентрических винтовых пружины, которые располагались в передней части корпуса и были закрыты специальными кожухами. В узлах подвесок остальных опорных катков пружины располагались одна над другой. В связи со смещением центра тяжести машины к носу корпуса были усилены передние узлы подвески, передние балансиры, а первые опорные катки устанавливались на трех шарикоподшипниках. В состав гусеничного движителя входили две мелкозвенчатые гусеницы, два ведущих колеса гребневого зацепления, десять опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения. Каждая гусеница состояла из 37 плоских и 37 гребневых траков, соединенных между собой шарнирно с помощью 74 пальцев. Траки шириной 500-мм отливались из высокомарганцовистой стали Гадфильда. Наряду с цельнолитыми плоскими траками использовались и разъемные штампованные траки. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 вольт. Основными потребителями этой электроэнергии являлись: стартер с пусковым реле, электродвигатель вентилятора боевого отделения, радиостанция, танковое переговорное устройство ТПУ-3, вибрационный электросигнал, фара и задний фонарь красного цвета. Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась коротковолновая радиостанция 9Р (9РМ) или 9РС, которая размещалась спереди в нише правого подкрылка боевого отделения. Передатчик радиостанции имел плавный диапазон частот от 4050 до 5625 кГц, разбитый через 25 кГц на фиксированные волны, а ее приемник - более широкий диапазон частот - от 3750 до 6000 кГц. Снаружи на машине укладывались: шанцевый инструмент (две большие саперные лопаты, топор, пила поперечная, киркомотыга, лом), ящики для ЗИП, два буксирных троса, петля для соединения буксирных тросов, укрывочный брезент, комплект шпор, запасные траки и танковая печь. Поскольку масса установки СУ-85 не превышала массу танка Т-34, то ее характеристики подвижности остались на уровне базовой машины. Выпуск самоходно-артиллерийских установок СУ-85 в годы войны
В связи с разработкой и постановкой в июле 1944 года на серийное производство новой самоходной установки СУ-100, вооруженной 100-мм пушкой Д-10С, Уралмашзавод в августе 1944 года прекратил производство самоходных установок СУ-85. С сентября этого же года на заводе был организован серийный выпуск самоходных установок СУ-85М с установкой 85-мм пушки Д-5С-85 в броневом корпусе, унифицированном с броневым корпусом самоходной установки СУ-100. Эти машины отличались от предшествующего образца СУ-85 усиленной броневой защитой лобовой части рубки и улучшением условий работы экипажа в боевом отделении за счет установки двух вытяжных вентиляторов новой конструкции. Самоходная установка СУ-85МВ результате разработки и принятия на вооружение Красной Армии в июле 1944 года новой самоходной установки СУ-100, созданной на базе танка Т-34-85 и вооруженной мощной 100-мм пушкой модели Д-10С, на Уралмашзаводе были проведены мероприятия по унификации корпуса, обеспечивавшие установку в машине 85-мм или 100-мм пушки. Первая самоходная установка с пушкой Д-5С-85, смонтированной в унифицированном корпусе, была выпущена заводом в июле 1944 года. Эта модернизированная УЗТМ самоходная установка получила наименование СУ-85М. Начиная с сентября 1944 года и в течение трех месяцев, используя имевшийся производственный задел 85-мм пушек Д-5С-85, на УЗТМ одновременно выпускались самоходные установки СУ-85М и СУ-100. Самоходная установка СУ-85М имела лобовую броню толщиной 75-мм, командирскую башенку с входным люком, увеличенный до 60 выстрелов боекомплект к пушке, улучшенную вентиляцию боевого отделения от пороховых газов за счет установки 2 вытяжных вентиляторов новой конструкции. На этих машинах электромотор вентилятора, в отличие от предыдущей конструкции, устанавливался не в крышке вентиляционного лючка, а в корпусе его броневого колпака. Сектор наводки 85-мм артсистемы по горизонту сократился с 20° до 16°. Остальные боевые и технические характеристики машины были сохранены на уровне характеристик самоходной установки СУ-85. |
Самоходно-артиллерийские установки СУ-85 в боюУстановка оружия в броневом корпусе упрощала производство самоходных установок по сравнению с производством танков и способствовала увеличению общего выпуска боевых машин. Вместе с тем она приводила к весьма ограниченным углам наводки орудия в горизонтальной плоскости, что наряду с отсутствием спаренного, курсового или лобового пулеметов сужало по сравнению с танками боевые возможности САУ и обусловливало иную тактику их боевого применения. Огонь по танкам из самоходной установки открывался с дальности прямого выстрела, равной 800-900 м, при массовых атаках танков открытие огня по ним допускалось с наибольшей дальности прямого выстрела - с 1500 м. Огонь велся до уничтожения цели. Как правило, самоходная установка СУ-85 действовала в составе батареи. Батарея самоходных установок могла находиться: в развернутом строю (при расположении на месте); в строю походной колонны (при совершении марша); в боевом порядке (на исходных позициях и в бою). Строем батареи при расположении на месте вне боя являлась «батарейная линия» с интервалами между машинами 5 м и с орудием командира батареи на правом фланге. Для походного движения батарея строилась в походную колонну с дистанцией между машинами 10 м. Машина командира батареи находилась в голове колонны. В движении дистанции между машинами, в зависимости от скорости движения, условий видимости и степени опасности поражения воздушным противником в пределах от 20 до 50 м. Таблица бронепробиваемости бронебойных снарядов
Вместе с хорошими отзывами с фронтов завод также получил сведения о необходимых улучшениях и усовершенствованиях самоходки СУ-85. Командир 7-го мехкорпуса гвардии полковник Катков, оценивая машину, заявил: "Самоход СУ-85 в настоящее время является наиболее эффективным средством борьбы с тяжелыми танками противника, особенно при поддержке атаки своих танков и отражении танковых контратак противника. Обладая хорошей проходимостью и маневренностью, не уступающей танку Т-34, и вооруженный хорошей 85-мм пушкой, самоход показал себя в боевых действиях хорошо. Но, используя огонь и броню своих танков "Тигр", "Пантера" и самохода "Фердинанд", В основном самоходные установки СУ-85 применялись для сопровождения танков Т-34-76. Так, в январе 1944 года в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции Ленинградского фронта (14-30 января 1944 года) 152-я танковая бригада Красной Армии, составлявшая подвижную группу 2-й ударной армии, была усилена 401-м гвардейским самоходно-артиллерийским полком (СУ-85), а 1-я и 220-я танковые бригады, составлявшие подвижную группу 42-й армии, усиливались соответственно 1439-м полком (СУ-122) и 1294-м (СУ-85). Во всех танковых бригадах полки распределялись побатарейно между подразделениями соединения. Танковый батальон, действовавший в первом эшелоне бригады, был усилен батареей самоходно-артиллерийских установок. Аналогичным образом самоходные установки СУ-85 применялись в ходе продолжения Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции (14 января - 1 марта 1944 года). Так, 16 февраля 1944 года немцы, используя заранее подготовленный рубеж обороны, сумели остановить продвижение частей 30-го гвардейского стрелкового корпуса. Части этого корпуса и особенно приданный ему танковый и самоходно-артиллерийский полки могли наступать только по шоссе шириной 6-8 метров. Справа и слева от дороги было болото, труднопроходимое для пехоты и совершенно не проходимое для танков и самоходных установок. 13-я стрелковая дивизия 30-го гвардейского корпуса 8-й армии Ленинградского фронта, (район Аувере в 30-35 км юго-западнее Нарвы) совместно с 222-м танковым и 1495-м самоходно-артиллерийским полками получила задачу 16 февраля перейти в наступление вдоль дороги на север, перерезать железную и шоссейную дороги и не допустить отхода немецких частей на запад. 1495-му самоходно-артиллерийскому полку на СУ-85 была поставлена задача поддержать 222-й танковый полк. Из-за невозможности полного развертывания самоходных установок в боевой порядок каждой танковой роте был придана батарея САУ СУ-85. Ограниченные возможности наступления - только по дороге - вынуждали вести бой одной головной танковой ротой, усиленной батареей самоходок. Для сохранения внезапности в 14.00 16 февраля пехота при поддержке 1-й танковой роты (2 танка Т-34 и 2 Т-60) 222-го танкового полка и 2-й батареи 1495-го самоходно-артиллерийского полка (четыре установки СУ-85) начала атаку без артиллерийской подготовки. Наступая по дороге, танки и самоходные установки вклинились в немецкую оборону, но были встречены сильным огнем с фронта и флангов. В результате этого 1-я танковая рота потеряла все танки. Самоходные установки 2-й батареи, продолжая сопровождать пехоту, обошли свои подбитые и сожженные танки и с места открыли огонь по немецким огневым точкам, располагавшимся на участке в 500 м юго-западнее Ванамыйзы и Рейнсору. Огнем СУ-85 было уничтожено два противотанковых орудия и четыре пулеметных ДЗОТа противника. Под прикрытием огня самоходок командир танкового полка ввел в бой 2-ю танковую роту, но при попытке обойти сожженные и подбитые танки 1-й роты два танка Т-34 свернули с дороги и застряли в болоте. Дальнейшее движение вперед было приостановлено из-за наступления темноты. Используя создавшуюся обстановку, немцы контратаковали подразделения 13-й стрелковой дивизии батальоном пехоты при поддержке трех танков "Тигр" и двух самоходных орудий "Фердинанд". Самоходные установки СУ-85 2-й батареи, встретив их огнем, отбили контратаку, уничтожив два танка и два противотанковых орудия и одно 155-мм орудие. Ночью дорога была расчищена от подбитой техники противника, и с утра 17 февраля наши части успешно возобновили свое наступление. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|