САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА ИСУ-122Самоходно-артиллерийская установка ИСУ-122 создана на базе танка ИС-1 и отличается от созданной на базе этого же танка ИСУ-152 установкой в боевой рубке качающейся части 122-мм полевой пушки А-19 образца 1937 года. Пушка крепилась на станке со смещением вправо от продольной оси корпуса. Слева от нее находилось место механика-водителя. Пушка А-19 имела относительно невысокую скорострельность, составлявшую 2,2 выстрела в минуту. Поэтому, когда была создана 122-мм танковая пушка Д-25 с клиновым полуавтоматическим затвором и скорострельностью 3 выстрела в минуту, выпуск самоходной установки продолжили с этой пушкой. Модифицированная установка получила название "ИСУ-122С". Внешне она отличалась от своей предшественницы наличием дульного тормоза и маской меньших размеров. Для защиты от нападения с воздуха самоходная установка была вооружена крупнокалиберным зенитным пулеметом ДШК. Для управления огнем на установке монтировались телескопический и панорамный прицелы. В качестве средств связи использовались радиостанция ЮР или 10РК и танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ. Всего за время войны было выпущено 4030 самоходных установок на базе танка ИС. Самоходная установка ИСУ-122 была разработана в декабре 1943 г. в КБ завода №100 под руководством Ж.Я. Котина. При разработке имела заводское обозначение «Объект 242». Изготовленный опытный образец установки прошел полигонные испытания на Гороховецком АНИОПе в декабре 1943 г. Постановлением ГКО от 12 марта 1944 г. установка ИСУ-122 была принята на вооружение Красной Армии. Серийное производство машины началось на ЧКЗ с апреля 1944 г. и продолжалось до сентября 1945 г. До 1 июня 1945 г. завод выпустил 1435 самоходных установок ИСУ-122, которые широко использовались в боях на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Всего за время серийного производства было выпущено 1735 машин. Самоходная установка ИСУ-122 относилась к типу полностью бронированных самоходных установок с передним расположением броневой рубки. Она была выполнена на базе самоходной установки ИСУ-152 путем замены гаубицы-пушки МЛ-20С обр. 1937/43 гг. на 122-мм полевую пушку А-19 обр. 1931/37 гг. (устанавливалась до мая 1944 г.) с изменением подвижной бронировки орудия. Эта работа была проведена с целью повышения противотанкового действия самоходных установок на большей дальности прямого выстрела. Высота линии огня составляла 1790-мм. Экипаж состоял из пяти или четырех человек. Размещение экипажа в машине было аналогичным размещению экипажа в установке ИСУ-152. Если экипаж установки состоял из четырех человек, то обязанности заряжающего выполнял замковый. Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 была вооружена 122-мм полевой пушкой образца 1937 года, приспособленной для установки в СУ. А когда конструкторский коллектив, возглавляемый Ф. Ф. Петровым, создал 122-мм танковую пушку образца 1944 года, ее также установили на ИСУ-122. Машина с новым орудием называлась ИСУ-122С. Пушка образца 1937 года имела поршневой затвор, а образца 1944 года клиновыи полуавтоматический. Кроме того, она оснащалась дульным тормозом. Все это позволило увеличить скорострельность с 2,2 до 3 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд обеих систем весил 25 кг и имел начальную скорость 800 м/с. Боекомплект состоял из выстрелов раздельного заряжания. В мае 1944 г. в конструкцию ствола пушки А-19 были внесены изменения, которые нарушили взаимозаменяемость вновь разработанных стволов с ранее выпущенными. Модернизированное орудие имело наименование - 122-мм самоходная пушка обр. 1931/44 гг. Оба орудия имели поршневой затвор. Длина ствола составляла 46,3 калибра. На машинах устанавливались как стволы моноблоки, так и стволы со свободной трубой. Устройство пушки А-19 во многом было одинаково с устройством 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С и отличалось от последней установкой ствола меньшего калибра с увеличенной на 730-мм длиной, отсутствием дульного тормоза и меньшим числом нарезов. Для наводки орудия использовались подъемный механизм секторного типа и поворотный механизм винтового типа. Углы вертикальной наводки составляли от - 3 до +22°, по горизонтали. Для предохранения подъемного механизма от инерционных нагрузок в его конструкцию было введено сдающее звено в виде конусной фрикционной муфты, размещенной между червячным колесом и шестерней подъемного механизма. При стрельбе использовались телескопический прицел СТ-18, который отличался от прицела СТ-10 (МЛ-20С) только нарезкой шкал, и панорамный прицел с полунезависимой или с независимой линией прицеливания (панорама Герца). Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 5000 м, наибольшая - 14300 м. 1 — пушка калибром 122-мм, 2 — маска пушки, 3 — воздухоочистители, 4 — водяной расширительный бачок, 5 — двигатель В-2, 6 — масляный радиатор, 7 — радиатор системы водяного охлаждения, 8 — бортовой редуктор, 9 — ведущее колесо, 10 — поддерживающий каток, 11 — опорный каток, 12 — инерционный стартер, 13 — блок нижней подвески с торсионом, 14 — аккумуляторы, 15 гусеница, 16 — направляющее колесо (ленивец), 17 — сиденье механика-водителя
В декабре 1943 г. на Гороховецком АНИОПе при испытании самоходной установки на кронштейне в районе люка командира (правого люка) была смонтирована зенитно-пулеметная установка 12,7-мм пулемета ДШК конструкции завода №100. После доработки конструкции зенитная установка пулемета ДШК была принята на вооруженно и с октября 1944 г. устанавливалась на серийных установках ИСУ-122. Для стрельбы использовался коллиматорный прицел К8-Т. Боекомплек т к пулемету ДШК составлял 250 патронов. Броневая защита была сохранена на уровне противоснарядной броневой защиты самоходной установки ИСУ-152. Толщина брони маски пушки составляла 100-мм. |
Самоходная установка ИСУ-122С (ИСУ-122-2)САУ ИСУ-122С («Объект 249») была создана в апреле 1944 г. и представляла собой модернизированный вариант самоходной установки ИСУ-122 и отличалась от нее установкой 122-мм пушки Д-25С обр. 1944 г. с клиновым полуавтоматическим затвором и дульным тормозом, а также 12,7-мм зенитного пулемета ДШК. Высота линии огня составляла 1795 мм. В состав экипажа машины входили пять человек, его размещение было аналогичным размещению экипажа в установке ИСУ-122 (ИСУ-152). В июне того же года установка прошла ходовые и артиллерийские испытания. На вооружение была принята 22 августа 1944 г. Серийное производство началось в августе 1944 г. на ЧКЗ. С августа 1944 г. до сентября 1945 г. был организован параллельный выпуск ИСУ-122 с пушкой А-19 и модернизированной ИСУ-122С с пушкой Д-25С, так как производство ИСУ-122С не было полностью обеспечено поставкой 122-мм пушек Д-25С. До 1 июня 1945 г. было выпущено 475 самоходных установок ИСУ-122С, которые использовались в боях в завершающем периоде Великой Отечественной войны. Всего за время серийного производства было изготовлено 675 машин. Пушка Д-25С ничем не отличалась от орудия Д-25, установленного в танке ИС-2, за исключением установки нового тормоза отката и измененного доработанного полуавтоматического клинового затвора. Длина ствола составляла 48 калибров. Уравновешивание качающейся части орудия производилось с помощью пружинного уравновешивающего механизма. Затвор имел горизонтальное перемещение клина и более компактную и простую полуавтоматику скалочного типа. Недостатком полуавтоматики скалочного типа являлось ее ударное действие, вследствие чего возникали большие усилия, действующие на детали затвора. Горизонтальное перемещение клина позволило уменьшить усилия, необходимые для его открывания и закрывания, улучшило условия заряжания и позволило несколько повысить плотность компоновки качающейся части. Поэтому выпуск и установка в самоходную установку пушки Д-25С начался без испытаний опытного образца. Использование этой пушки несколько повысило боевую скорострельность - до 6 выстр./мин., обеспечило лучшие условия работы боевого расчета за счет более компактных противооткатных устройств и казенной части пушки. Углы наводки по вертикали составляли от - 3 до +20°, по горизонтали — в секторе 10° (7° вправо и 3° влево). При стрельбе прямой наводкой использовались телескопический шарнирный прицел ТШ-17 (10Т-17), с закрытых огневых позиций - панорамный прицел с полунезависимой линией прицеливания (панорама Герца). Приводы наводки остались неизменными по сравнению с приводами самоходной установки ИСУ-122. Спуск ударного механизма орудия производился путем нажатия на рычаг механического спуска (на левом щите ограждения) или на рычаг электроспуска (на рукоятке маховика подъемного механизма). Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 5000 м, наибольшая - до 15 000 м. В боекомплект входили 30 выстрелов раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими: остроголовым снарядом и снарядом с баллистическим наконечником (БР-471 и БР-471Б) с взрывателем МД-8, а также осколочно-фугасными пушечными гранатами: цельнокорнусной длинной и короткой, а также с привинтной головкой (ОФ-471 и ОФ-471Н) с взрывателями РГМ и Д-1. Заряды - полный и третий, которые отличались друг от друта навеской пороха. Полный заряд применялся для стрельбы бронебойно-трассирующими снарядами и осколочно-фугасными пушечными гранатами. Третий заряд применялся только для стрельбы осколочно-фугасными гранатами. Начальная скорость бронебойно-трассирутощего снаряда при массе 25 кг составляла 781 м/с. Боекомплект к зенитному 12,7-мм пулемету ДШК, устанавливавшемуся в турели на крыше броневой рубки на поворотном основании правого люка, составлял 250 патронов. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ (ППС) с боекомплектом 497 патронов (7 дисков) и 25 ручных гранат Ф-1. Броневая защита - противоснарядная, была сохранена на уровне броневой защиты самоходной установки ИСУ-122. Применение пушки Д-25С вернуло утраченное на время превосходство над противником в артиллерийском вооружении. Она имела более высокие характеристики, чем немецкие 75- и 88-мм пушки, и обеспечивала пробитие брони танков противника на дальностях до 2500 м. Общая длина машины (9950 мм) на 100 мм превышала длину самоходной установки ИСУ-122 и поэтому вылет ствола еще больше ограничивал ее маневренность. 4/12/V/Д/Ж - 4 тактность: 12 - число цилиндров: V - расположение цилиндров: Д - дизель; жидкостная система охлаждения
|