СРЕДНИЙ ТАНК Т-V "ПАНТЕРА"
|
Танки "Пантера" в музеях стран мира
|
||
Panther Ausf. A Befehlspanzer -
Munster Panzer Museum (Germany) |
Panther Ausf. A -
Saumur Tank Museum (France) |
Panther Ausf. A -
Saumur Tank Museum (France) |
Нажмите на фотографию танка, чтобы увеличить (откроется в новом окне)
|
В результате прототип "МАN" был утвержден для запуска в серийное производство и получил обозначение PzKpfw V "Пантера" (SdKfz171).Первоначально предполагалось производить по 250 боевых машин нового типа в месяц,но уже в конце 1942 г. эта цифра была увеличена до 600. Поскольку ресурсы фирмы "MAN" были явно недостаточны, чтобы обеспечить такие объемы производства, к выпуску "Пантер" пришлось подключить и "Даймлер-Бенц АГ". Спустя еще какое-то время серийным производством "Пантер" стали заниматься еще два промышленных гиганта - Ганноверский "МNH" и "Хеншель и сын АГ" (Кассель) и позднее "DEMAG", а также множество более мелких фирм, выполнявших отдельные заказы головных производителей.
В середине июля 1941 г фирма "Рейнметалл-Борзинг" получила заказ на разработку и создание танкового орудия, способного пробить 140-мм броню с расстояния 1000 м, и попутно подготовить проект башни, приспособленной для оснащения такой пушкой. К началу 1942 г. был создан прототип 75-мм пушки KwK L/60, однако на поведенных испытаниях орудие не достигло требуемой бpoнепробиваемости, поэтому "Рейнметалл - Борзинг"получил категоричный приказ до июня 1942 г. довести длину ствола до 70 калибров. Заказ был выполнен в срок, и на сей раз орудие полностью удовлетворило заказчика. 75-мм танковая пушка KwK42 была запущена в серийное производство. Первоначально она снабжалась однокамерным дульным тормозом, который впоследствии был заменен двухкамерным. Это было, без преувеличения, мощнейшее орудие, наводившее ужас на танковые силы и пехоту союзников.
Так началось производство танка, который многие эксперты и специалисты считают лучшей боевой машиной второй мировой войны. Всего было выпущено более 6000 "Пантер", быстро завоевавших славу самых простых в производстве немецких танков. В самом деле, на создание двух "Пантер" требовалось столько же времени, как и на производство одного "Тигра". Серийное производство началось с выпуска фирмой "МAN" 20 машин, получивших обозначение PzKpfw V Ausf.А ( впоследствии они получат новое наименование).
Взгляд на маркировку танков "Пантера" Ausf. D и Ausf. А
Все германские танки, предшествовавшие "Пантере", получали буквенные обозначения модификаций в алфавитном порядке, А, В, С и т.д. Данный факт нередко приводит к спекуляциям на тему обозначений модификаций танка "Пантера", встречаются утверждения, согласно которым первая серийная модель "Пантеры" Ausf.D якобы изначально обозначалась Ausf.А. Однако, ни один документ подобного рода гипотезы не подтверждает. Наоборот, сохранившиеся документы свидетельствуют, что в начале марта 1942 г. предписывалось обозначать модификации по начальным буквам фирм-производителей: Pz.Kpfw. VI Ausf.Н (от Henschel) и Ausf. Р (Porche). Согласно данной логике, первый серийный вариант "Пантеры" должен был бы обозначаться как Ausf.М (MAN), но никак не Ausf.D (Daimler-Benz). Несколько сохранившихся чертежей промаркированы как Ausf.А, получается - действительно модель Ausf.D изначально обозначалась Ausf.А. Эти чертежи были перечерчены на фирме "MAN" в июле 1943 г. как общие виды танка "Пантера" Ausf.А. Скорее всего, чертежник просто перерисовал старые чертежи (примерно середины 1942 г.), добавив в них некоторые новые детали, а кое-чего важного и не исправив. Эти чертежи в июле 1943 г. были промаркированы как Ausf.А. В чертежах, маркированных, как Ausf.А, просматриваются элементы, характерные как для опытных машин (ведущие колеса, дульный тормоз, передний перископ механика-водителя), так и для серийных танков Ausf. D: фиксатор ствола в походном положении, инструмент и запасные траки, лобовая литая деталь башни, коммуникационные амбразуры и командирская башенка, также в чертежах есть элементы, никогда не встречавшиеся на серийных танках - клапаны на выхлопных патрубках для форсирования водных преград и сбрасываемые внешние топливные баки. Именно по этим чертежам, игнорируя их дату, некоторые авторы говорят о том, что танки модели Ausf.D изначально обозначались Ausf.А. Фактически единственным отличием машины Ausf.А является установка курсового пулемета и номер 021 Gr 50250 - правильный номер для переделанной башни Ausf.А (изготовлена фирмой Рейнметалл с литой командирской башенкой, без коммуникационных амбразур и литой лобовой частью новой формы). За этой башней последовала башня 021 Gr 48950 для Ausf.D. |
Танки "Пантера" PzKpfw V Ausf.В, коротко можно охарактеризовать как модификацию с коробкой передач "Майбах"-OVLAR. Поскольку эта модификация оказалась неудачной, в действующие части танки версии В так и не попали. В некоторых источниках указывается, что 20 танков Ausf.А на деле были так называемой нулевой серией. Это утверждение базируется на том факте, что танки, не имеющие никаких отличий от прототипа, не могут считаться "версией". Поскольку танки PzKpfw V А в самом деле представляли собой точные копии прототипа VK 3002, с данной точкой зрения вполне можно согласиться.
Нажмите на фото танка "Пантера", чтобы увеличить
Первые "Пантеры" оснащались карбюраторным двигателем "Майбах" HL210P45 и коробкой передач ZF 7.Толщина лобовой брони составляла 60-мм. Эти машины оснащались 75-мм пушками KwK42 с однокамерным дульным тормозом L/70. С начала 1943 года в конструкцию "Пантер" вносятся некоторые изменения: например, благодаря увеличению расточенных отверстий цилиндров, объем двигателя увеличивается с 21 до 23 литров и получает обозначение "Майбах" HL250Р30. Другие изменения касались увеличения бронирования лобовой части танка (до 80-мм), а также смещения командирской башенки немного вправо (в целях упрощения производства башни).
Нажмите на фото танка "Пантера", чтобы увеличить
До сих пор неизвестно, какие танки получили (и получили ли) обозначение PzKpfw V С. Можно только предполагать, что это обозначение было зарезервировано за другими модификациями танков. Так или иначе, но первой крупносерийной версией танка "Пантера" стала Ausf.D.
Для того чтобы избежать путаницы, с февраля 1943 г. танки PzKpfw V Ausf.D стали обозначать PzKpfw V Ausf.D2, (танками PzKpfw V Ausf.D1 оказались соответственно бывшие PzKpfw V Ausf А). Танки новой модели производили все четыре крупные танкостроительных фирмы - "МАN", "Даймлер-Бенц АГ", "Хеншель и сын АГ" и МНХ. Стоимость одного серииного танка была установлена в размере 117000 рейхсмарок (для сравнения PzKpfw III стоил 96163 рейхсмарки, PzKpfw IV - 103462 RM, а PzKpfw VI "Тигр" - 250800 RM).
4 июня 1942 года министр А. Шпеер этдап распоряжение, чтобы 250 "Пантер" были готовы к 12 мая 1943 года. Первые танки версии D (D2) поступили на вооружение 51-го и 52-го танковых батальонов, 23-го и 26-го танковых полков, а также дивизий СС "Дас Райх" и "Лейб-штандарт СС Адольф Гитлер". За девять месяцев - с января но сентябрь 1943 г. германская промышленность выпустила более 600 новых машин. Однако такая спешка самым неблагоприятным образом сказалась на качестве первых крупносерийных "Пантер". Практически все они обладали низкой технической надежностью, и прежде всего это касалось трансмиссии и ходовой части. Во многом это было связано с конструкторским просчетом, предполагавшим использование для "Пантер" той же трансмиссии и рулевого управления, что и для прежних, легких, немецких танков. При этом совершенно упускалось из виду то обстоятельство, что более тяжелой машине с более мощным двигателем требуется соответствующая конструкции ходовой части. То же самое относилось и к двигателю "Майбах" HL230Р30 мощностью 700 л. с. который поначалу сильно перегревался, а нередко даже воспламенялся.
Изменения, произведенные в танках PzKpfw V Ausf.D2, затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки KwK42, который стал двухкамерным. Толщину лобовой брони увеличили до 80-мм. Установили новую коробку передач "Майбах" АК7-200, впоследствии ее монтировали на танках "Пантера" Ausf.А и G. На танках PzKpfw V Ausf D выпуска первой половины 1943 г. устанавливалась командирская башенка со смотровыми щелями, прикрывавшимися 50-мм бронестеклом,как на тяжелых танках PzKpfw 4 Ausf.Н1. На первых "Пантерах" монтировались две 3-ствольные 90-мм пусковые установки NbK39 для дымовых гранат.
Броня танков PzKpfw V Ausf.D, выпущенных во второй половине того же 1943 г. покрывалась циммеритовой обмазкой, кроме того, на эти машины навешивались 5-мм броневые экраны - фальшборта. К особенностям танков модели D2 относятся: отсутствие шаровой установки курсового пулемета MG-34, который размещался внутри корпуса (и только для стрельбы вставлялся в специальную бойницу, закрывавшуюся бронекрышкой), наличие в левом борту башни круглого ложа для удаления стреляных гильз, а также бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и на корме башни. Кроме того, на этих машинах имелись сдвоенные выхлопные трубы, расположенные симметрично на кормовом бронелисте. Танки модификации D2 последних выпусков имели выхлопные трубы, прикрытые специальными пламегасителями и бронекожухами. Всего был выпущен 851 танк PzKpfw V Ausf.D1 и D2.
Компоновка "Пантеры" была обычной для Второй мировой войны и не отличалась от стандартной для немецких танков. Отделение управления и трансмиссионное отделение располагались спереди, боевое отделение и башня - в центре, моторный отсек - в кормовой части. Механик-водитель и стрелок-радист находились в передней части корпуса, а наводчик, заряжающий и командир танка - в башне. Как и во всех немецких танках, места членов экипажа располагались недалеко одно от другого. Это давало танкистам значительную моральную поддержку, позволяло общаться прикосновением или, в случае необходимости, читать по губам, что в грохоте и неразберихе боя было немаловажно. В чрезвычайной ситуации - в случае ранения, осечки или при подаче боеприпасов - они могли помогать друг другу. ВООРУЖЕНИЕ KwK42 была превосходной противотанковой пушкой, позволявшей поражать цели с первого выстрела на дистанциях, превышавших 1000 м. В первых докладах была информация об уничтожении Т-34 на дистанции 3000 м. Во время контрольных испытаний орудие с вероятностью 100 процентов поражало цель высотой 2 и шириной 2,5 м снарядом Pzgr 39/42 на дистанции 1500 м. На дистанции 2000 м вероятность попадания снижалась до 92 процентов, на дистанции 3000 м — до 55 процентов. Во время практических занятий обычный наводчик - с поправкой на особенности орудия и боеприпасов - поражал такую же цель с вероятностью 97 процентов на дистанции 1000 м, 49 процентов на дистанции 2000 м и 18 процентов на дистанции 3000 м. Такой уровень точности не отражал фактическую вероятность поражения целей в реальных боевых условиях. Естественно, что из-за ошибок в определении расстояния до цели, движения и стресса вероятность поражения цели с первого выстрела существенно снижалась. Однако средний наводчик в боевых условиях мог достигнуть показателей, близких к показателям практических занятий, со второго выстрела, выстрелив сначала трассирующим снарядом. Выстрел 75-мм нарезной пушки KwK42 L/70 производился с помощью электрозапальной трубки. Противооткатное устройство состояло из гидравлического тормоза отката и воздушно-жидкостного накатника. Пушка снабжалась полуавтоматической казенной частью с открыванием и закрыванием пружины и вертикальным клиновым затвором. Балансировка орудия осуществлялась с помощью гидропневматического цилиндра. Для уменьшения отката орудие оборудовалось дульным тормозом. Оно использовало кинетическую энергию газов, образующихся при сгорании метательного заряда и выходящих из ствола вслед за снарядом, ч тобы тянуть ствол вперед. Первоначально орудие KwK42 имело однокамерный дульный тормоз, затем его заменили на двухкамерный, но внутренняя камера была съемной. После апреля 1943 года начали устанавливать компрессор для откачки пороховых газов, которые попадали в боевое отделение. Эти газы вызывали раздражение глаз и дыхательных путей членов экипажа.
Бронепробиваемость пушки KwK42 была впечатляющей. Не стандартным боеприпасом был бронебойный снаряд Pzgr 39/42 с бронебойным наконечником и трассером. Особенность заключалась в том, что на бронебойный наконечник из закаленной стали надевался баллистический наконечник. Он имел удлиненную коническую форму и был предназначен для уменьшения сопротивления воздуха. Сам по себе баллистический наконечник уменьшал бронепробиваемость, но при стрельбе на средние и дальние дистанции увеличивал ее. Это объяснялось тем, что он снижал торможение, вызываемое сопротивлением воздуха, и поэтому снаряд сохранял высокую скорость удара. Pzgr 39 представлял собой снаряд весом 6,8 кг, начальная скорость которого составляла 935 м/сек. Иногда в боекомплект "Пантеры" входили несколько выстрелов Pz.gr 40/42 для стрельбы по тяжелым советским танкам и САУ. KwK42 пробивала лобовую броню британских "Кромвелей" на дистанциях до 2500 м, а "Черчиллей" - до 1700-мм. При этом "Пантера" оставалась неуязвимой для их орудий. Пушка была в равной степени эффективна при стрельбе по американским ганкам "Шерман", правда, лобовую бронеплиту этой машины она пробивала только со стометровой дистанции, при этом сама "Пантера" оставалась неуязвимой для 75-мм пушки М3. Боекомплект "Пантеры" состоял из 79 выстрелов для KwK42 (модели Ausf.А и D) и 82 выстрелов для модели Ausf.G (в результате модернизации корпуса места для хранения боекомплекта стало больше). Было рекомендовано, чтобы боекомплект на 50 процентов состоял из бронебойных снарядов Pzgr 39/42 и на 50 процентов - из осколочно-фугасных Sprgr42. Три выстрела хранились под башенной платформой, 40 выстрелов хранились в горизонтальном положении в укладке вдоль бортов подбашенной надстройки танка и 36 - вертикально в нишах вдоль бортов корпуса. Три дополнительных выстрела у модели Ausf.G также хранились в укладке вдоль бортов подбашенной надстройки. Спаренный с пушкой и корпусной пулеметы (а также зенитный, если его устанавливали) представляли собой варианты единого 7,92-мм пулемета MG-34, который разработала и выпускала фирма "Рейнметалл". Пулемет был разработан в начале 30-х годов, имел воздушное охлаждение. Работал на принципе отдачи ствола с коротким его отходом. Использовался метод запирания затвора, разработанный фирмой "Маузер". Пулемет имел очень высокий темп стрельбы - 800-900 выстрелов в минуту.
Вариант пулемета, который устанавливали на "Пантеры", назывался MG-34m. Он был специально адаптирован для установки на танки и другую бронетехнику и имел толстый бронированный ствол. Боекомплект пулемета состоял из 4104 выстрелов для модели Ausf.D и 4200 выстрелов для моделей Ausf.А и G. Он хранился в сумках, каждая из которых содержала ленту на 150 выстрелов. В качестве вспомогательного вооружения на первые танки модели Ausf.D устанавливали пусковые установки для постановки дымовой завесы - по три с каждой стороны башни. В июне 1943 года эта практика была прекращена после доклада о происшествии, имевшем место в феврале того же года, когда в результате обстрела танка из легкого стрелкового оружия произошло срабатывание пусковых установок, приведшее к выводу из строя экипажа. Было решено отказаться от амбразур для стрельбы из легкого стрелкового оружия в бортах и задней части башни, так как в декабре 1943 года началась установка так называемого "оружия ближнего боя" ("Nahverteidigungswaffe"). Оно устанавливалось на крыше башни в правом заднем углу. Оружие ближнего боя представляло собой мортирку калибра 26-мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирку можно было поворачивать на 360 градусов, ее угол возвышения составлял 50 градусов. Однако оснастить ею все танки не представилось возможным. В качестве личного оружия членов экипажа использовались 9-мм пистолеты-пулеметы МР-40, 9-мм пистолеты Р-38 либо (достаточно редко) автоматические пистолеты Р-08.
|