СРЕДНИЙ ТАНК Т-IIIPanzerkampfwagen III (PzKpfw III) - Танк разработан фирмой "Даймлер-Бенц" и с 1937 года поступал на вооружение танковых дивизий вермахта для замены Pz-I и танка Т-II. Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-мм+20-мм,а на модификациях J-О она уже составляла 50-мм+20-мм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски. Выпускались следующие модификации танка:
С 1940 по 1942 год танки Pz-III были основным вооружением танковых дивизий. В связи со слабостью вооружения и бронирования с 1943 года они использовались лишь в качестве специальных машин. Всего немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций. Из истории создания танка PzKpfw III
Танк PzKpfw III, модификации A, B, C, DТанк PzKpfw III состоял из четырех главных элементов: корпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а детали каждого элемента соединялись заклепками и болтами. Внутри корпус машины делила переборка. В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех пятерых членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III. Первый вариант танка PzKpfw III Ausf.А выпускался в мае 1937 года. Было построено 15 машин, из которых только восемь получили вооружение и до 1939 года находились в составе 1-й, 2-й и 3-й танковых дивизий. Остальные танки использовались для испытаний. Сравнительные тактико-технические характеристики танков
В том же 1937 год в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.В. Эта серия также ограничилась 15 машинам. Несколько из них поучаствовали в сентябрьской кампании 1939 года. В октябре 1940 года пять машин этой серии использовали для создания прототипов штурмовых орудий "Sturmgeschuetz III". В июле 1937 года в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.C. До января 1938 года выпустили всего 15 штук. Несколько танков этой модификации также участвовали в сентябрьских боях в Польше. В январе 1938 года начался выпуск танков PzKpfw III Ausf.D. До 1939 года построили 55 машин этого типа. Только 30 из них получили вооружение, остальные использовались для тестирования подвески, вооружения и двигателей. Несколько танков Ausf.D участвовало в боях в Польше и Норвегии. Первые четыре модификации PzKpfw III (Ausf.А, В, С и D) фактически представляли собой прототипы, выпускаемые компанией "Daimler-Benz". Они не предназначались для крупносерийного производства, и каждая следующая модификация представляла собой доработанный вариант модификации предыдущей. На всех танках этих четырех модификаций стояли двигатели "Maybach" HL108TR мощностью 250 л.с. и 5 - или 6-скоростная коробка передач "Zahnradfabrik". Те танки, что были вооружены, несли 37-мм пушку KwK35/ 36 L/46,5 и три пулемета MG-34 (два в башне и один в надстройке). Толщина брони составляла всего 5-мм-15-мм. Такая толщина защищала только от ружейного огня, зато масса танка не превышала 15 тонн. На танках Ausf.А, В и С стояла простая барабанная башенка командира машины, тогда как на Ausf.D появилась литая башенка, аналогичная той, что стояла на PzKpfw IV Ausf.В.
В польской кампании 1939 года участвовало всего несколько танков PzKpfw III. Остальные машины использовались для испытаний и обучения экипажей. Несколько PzKpfw III Ausf.D совместно с PzAbt zb V 40 (NbFz VI) в апреле-мае 1940 года участвовали в боях на территории Норвегии. Позднее эти же машины попали в Финляндию, где служили в 1941-1942 гг. * Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.
|
Развитие танка PzKpfw IIIТанк PzKpfw III Ausf.ЕМодификация PzKpfw III Ausf.Е пошла в серию в 1938 году. До октября 1939 года на заводах "Daimler-Benz", "Henschel" и "MAN" построили 96 танков этого типа. Она состояла из шести опорных катков, трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Все опорные катки независимо подвешивались на торсионах. Вооружение танка осталось прежним - 37-мм пушка KwK35/36 L/46,5 и три пулемета MG-34. Толщину бронирования увеличили до 12-мм-30 мм. На танках PzKpfw III Ausf.Е ставили двигатель "Maybach" HL120TR мощностью 300 л.с. и 10-скоростную коробку передач "Maybach Variorex". Танк PzKpfw III Ausf.FВ 1939 году начался выпуск танков PzKpfw III Ausf. F. До июля построили 435 танков. Выпуск шел на заводах фирм "Daimler-Benz", "Henschel","MAN", "Alkett" и "FAMO".Модификация Ausf.F представляла собой доработанную модификацию Ausf.Е. На танке стоял двигатель "Maybach" HL120TRM. Внешне танк новой модификации отличался от своего предшественника воздухозаборниками в передней верхней части корпуса. Первая партия из 335 машин получила 37-мм пушку и три пулемета, а около сотни последних машин изначально вооружили 50-мм пушкой KwK38 L/42. До конца французской кампании успели ввести в строй только 40 танков. Танк PzKpfw III Ausf.F c 37-мм KwK38 L/48,5 Машины Ausf. оснащались комплектом из пяти дымогенераторов. С августа 1940 по 1942 г. все танки с 37-мм пушкой прошли перевооружение и получили 50-мм пушку KwK38 L/42. Бронирование было усилено накладными бронеплитами, как и броня на Ausf.Е. В 1942/43 гг. часть танков Ausf. F оснастили длинноствольными 50-мм пушками KwK39 L/60. Переделанные танки с усиленным бронированием состояли на вооружение вплоть до июля 1944 года. Танк PzKpfw III Ausf. F c 50-мм KwK38 L/42 Эти боевые машины имелись в составе 116-й танковой дивизии, сражавшейся в Нормандии. Англичане захватили один PzKpfw III Ausf.F и провели его всесторонние испытания. Рапорт по результатам испытаний англичане передали американцам. Те решили применить торсионную подвеску на своих новых танках М18 "Gun Motor Carriage", М24 "Chaffee", M26 "Pershing" и др. Танк PzKpfw III Ausf. GС апреля 1940 по май 1941 г. построили 600 PzKpfw III Ausf.G. Около 50 машин вооружили 37-мм пушкой, но все остальные вооружались 50-мм пушками. Для защиты от пехоты противника танки несли два пулемета MG-34. Толщина брони 21-мм-30-мм. На машинах этой модификации впервые применили новый смотровой прибор механика-водителя "Fahrersehklappe 30". Модифицировали башню, установив на крыше вентилятор и лючок для ракетницы. Командирская башенка стандартного типа, как на танках прежних модификаций. Большинство танков оснастили гусеницами шириной 360-мм, машины последней производственной серии получили уже гусеницы шириной 400-мм. Танки Ausf.G стали первыми машинами, оснащенными "ящиком Роммеля", монтируемым на задней стенке башни. В дальнейшем этот ящик стал стандартным элементом оснащения танка. Танк PzKpfw III Ausf.HБоевой опыт польской и французской кампаний выявил недостаточное бронирование PzKpfw III. Наиболее простой путь уменьшения уязвимости машины - установка накладных бронелистов в наиболее часто поражаемых снарядами местах - приводил к дополнительной нагрузке на ходовую часть и росту удельного давления на грунт. Результатом работ по переделке базовой конструкции ходовой части PzKpfw III стал вариант "Аусфюрунг" Н (обозначение шасси 7/ZW). На данной модели были усилены торсины и увеличена с 36-мм до 40-мм ширина траков. Использование более широкой гусеницы потребовало замены ленивцев и ведущих колес; вместо ленивцев с шестью отверстиями стали устанавливать колеса с восемью отверстиями, позднее - с восемью спицами. На новые танки ставились также зубчатые колеса и ленивцы, изготовленные для предыдущих моделей PzKpfw III, в этом случае между дисками монтировалась расширительная вставка. Сложную трансмиссию "Вариорикс" заменили более простой синхромеханической "Афон", имевшей шесть передач переднего хода и одну заднего; вновь заменен на KFF-2 наблюдательный прибор механика-водителя.
Бронирование танка усилено путем установки 30-мм накладных бронелистов на лобовую часть корпуса, которые монтировались непосредственно на заводах при изготовлении танков. Хотя масса стала уже 21,6 т, удельное давление на грунт за счет использования более широких гусениц даже уменьшилось, а максимальная скорость осталась на прежнем уровне. Серийный выпуск танков Ausf.H начался в октябре 1940 г. (изготовлено порядка 400 машин, заводские номера шасси 66001...68000). На вооружение танковых рот Ausf.H начали поступать в конце 1940 г. Вооружение танка - 50-мм пушка с длиной ствола 42 калибра, боекомплект - 99 снарядов и 3750 патронов к пулеметам. В ящике на кормовой стенке башни хранились дымовые фанаты. Танк PzKpfw III Ausf.JУстановка накладной брони являлась не более чем временной мерой в ожидании нового варианта танка, имеющего более толстую броню. На совещании, состоявшемся вскоре после падения Франции, Гитлер потребовал установить на PzKpfw III 50-мм пушку с длиной ствола в 60 калибров. В свзи с трудностями, возникшими при интеграции нового орудия в старую башню, указание фюрера было проигнорировано, в результате PzKpfw III, столкнувшись лицом к лицу с Т-34 и KB, вооруженными 76,2 мм пушками, ничего не смогли противопоставить советским танкам. Гитлер пришел в ярость, узнав, что его требование не выполнено, он, совершенно несправделиво, оценил PzKpfw III как неудачную конструкцию. Танк PzKpfw III Ausf.J c 50-мм KwK38 L/42 Первые Ausf.J выпускались с 50-мм пушками с длиной ствола 42 калибра. С декабря 1941 г. стандартным вооружением машин этой модификации стало 50-мм орудие KwK39 с длиной ствола 60 калибров, а ранее выпущенные танки стали возвращать в Германию для перевооружения. Боекомплект пушки KwK39 был уменьшен до 84 снарядов. Танки с длинноствольной пушкой обозначались Sd.Kfz.141/1, англичане стали называть их после первых столкновений в Северной Африке "Мк III special". Танк PzKpfw III Ausf.J (Sd.Kfz.141/1) c 50-мм KwK39 L/60 Серийное производство Ausf.J осуществлялось с марта 1941 г. по июль 1942 г. (заводские номера шасси 68001 - 69100 и 72001 - 74100). В строевые части танки модификации "J" начали поступать с конца 1941 г., к этому времени выяснилось, что толщины брони в 50-мм уже недостаточно.
|
Дальнейшая модернизация
|
1937
|
1938
|
1939
|
1940
|
1941
|
1942
|
1943
|
Всего
|
|
Pz.III с 3.7 cm KwK |
38
|
33
|
206
|
391
|
668
|
|||
Pz.III с KwK 38/1.42 |
467
|
1673
|
251
|
2391
|
||||
PzIII с KwK 39/L60 |
40
|
1907
|
22
|
1969
|
||||
PzIII с KwK 37/L24 |
450
|
213
|
663
|
|||||
Итого |
38
|
33
|
206
|
858
|
1713
|
2608
|
235
|
5691
|
Огнеметные танки PzKpftv III (Fl) Sd.Kfz.141/3
С февраля по апрель 1943 г. 100 невооруженных танков Ausf.М, построенных на заводе "MIAG" поступили на кассельское предприятие "Wegmann Waggonfabrik", где их оборудовали огнеметами. Получившиеся огнеметные танки известны под названием PzKpftv III (Fl) Sd.Kfz.141/3, также их часто называли "Flammpanzer III" или "Panzerflammwagen III".
"Flammpanzer III" представлял собой танк PzKpfw III Ausf.M с усиленной лобовой броней, толщину которой увеличили с 30-мм до 50-мм за счет накладок. Это было сделано по той причине, что огнеметный танк действовал в непосредственной близости от противника, поскольку дальность выстрела из огнемета не превышала 50-60 м. Экипаж огнеметного танка сократили до 3 человек. На месте пушки и стеллажей боекомплекта установили огнемет и баки с горючей смесью. Снаружи огнемет был закрыт толстой трубой, имитирующей пушечный ствол. Угол возвышения огнемена 8...20 гр. Запас зажигательной смеси составлял 1020 л, смесь хранилась в двух баках, расположенных внутри танка. Смесь подавалась к огнемету насосом "Koebe", приводимом в движение вспомогательным двухтактным двигателем "DKW".
Воспламенение смеси электрическое ("Smitskerzen"). Запаса жидкости хватало на 125 односекундных выстрелов или на 80 двух - или трехсекундных выстрелов. Максимальная дальнобойность зависела от природных условий. Летом, при теплой жидкости, дальнобойность достигала 60 м, а зимой, когда жидкость загустевала, дальнобойность не превышала 50 м.
Огнеметный танк "Flammpanzer III" создавали с целью использовать его в том числе и в уличных боях, например, в Сталинграде, хотя в Сталинград танк уже не попал. Использовали в составе танковых взводов по 7 машин в составе каждого танкового батальона танковых дивизий.
После войны 4 танка "Flammpanzer III"отремонтировали и включили в состав чехословацкой армии. В настоящее время сохранился один "Flammpanzer III"(номер шасси 77651), захваченный союзниками в Италии, теперь он находится в музее в Кобленце.
Танки PzKpfw III поставлялись на экспорт. Первыми импортерами стали Венгрия (10 машин), Румыния (11 Ausf.N) и Словакия (7 Ausf.N). Несколько танков получила Хорватия. Турция заказала 56 танков, но ситуация на фронте не позволила осуществить эту сделку, в результате Турция получила только 22 танка. После войны некоторое количество танков PzKpfw III и штурмовых орудий StuG III оказалось в Норвегии. Несколько десятков трофейных PzKpfw III в годы войны состояло на вооружении танковых частей Красной Армии.
Позднее на базе танка PzKpfw III были созданы подвозчики боеприпасов, танки-корректировщики артиллерийского огня, бронированные саперные машины и.т.п. Этот очень удачный танк оказал заметное влияние на все мировое танкостроение. Тем не менее, после 1943 года он уже безнадежно устарел и использовался только в частях второго эшелона. Корпус танка и его компактная подвеска позволила создать на его базе штурмовое орудие StuG III.
Следующая > |
---|