ЛЕГКИЙ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ТАНК БТ-7
В 1935 году была принята на вооружение и запущена в серийное производство новая модификация танков БТ, получившая инекс БТ-7. Танк выпускался до 1940 года и был заменен в производстве танком Т-34.(Также читайте "Средний танк Т-44) По сравнению с танком БТ-5, у него изменена конфигурация корпуса, улучшена броневая защита, установлен более надежный двигатель. Часть соединений броневых листов корпуса уже выполнялась методом сварки. Выпускались следующие варианты танка: - БТ-7 - линейный танк без радиостанции; с 1937 года выпускался с конической башней; - БТ-7РТ - командирский танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З; с 1938 года выпускался с конической башней; - БТ-7А — артиллерийский танк; вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 3 пулемета ДТ; - БТ-7М — танк с дизельным двигателем В-2.
Всего было выпущено более 5700 танков БТ-7. Они применялись во время освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию, в ходе войны с Финляндией и в Великой Отечественной войне.
Танк БТ-7 . Создание и модернизация.
В 1935 году ХПЗ начал выпуск следующей модификации танка - БТ-7. У этой модификации была улучшена проходимость, повышена надежность и облегчены условия эксплуатации. Кроме того, БТ-7 отличался более толстой броней.
Танки БТ-7 имели переконструированный корпус, с большим внутренним объемом, и более толстую броню. Для соединения бронеплит широко использовалась сварка. На танк установили двигатель М-17 ограниченной мощности и с измененной системой зажигания. Была увеличена емкость топливных баков. БТ-7 имел новые главный фрикцион и коробку передач, разработанную А.Морозовым. Бортовые фрикционы использовали переменные плавающие тормоза конструкции профессора В.Заславского. За заслуги ХПЗ в области танкостроения в 1935 году завод наградили Орденом Ленина.
На БТ-7 первых выпусков, как и на БТ-5, устанавливали цилиндрические башни. Но уже в 1937 году цилиндрические башни уступили место коническим цельносварным, характеризующимся большей эффективной толщиной брони. В 1938 году танки получили новые телескопические прицелы со стабилизированной линией прицеливания. Кроме того,на танках начали использовать раздельнозвенные гусеницы с уменьшенным шагом, которые лучше себя показывали во время быстрой езды. Применение новых гусениц потребовало изменить конструкцию ведущих колес.
Некоторые радиофицированные БТ-7 (с цилиндрической башней) оснащались поручневой антенной, однако БТ-7 с конической башней получили новую штыревую антенну. В 1938 году некоторые линейные танки (без радиостанций) получили дополнительный пулемет ДТ, расположенный в башенной нише. При этом пришлось несколько сократить боезапас. Некоторые танки оснастили зенитным пулеметом П-40, а также парой мощных прожекторов (как у БТ-5), расположенных над пушкой и служащих для подсветки цели. Однако на практике такие прожектора не использовались, поскольку выяснилось, что они не были удобны в обслуживании и эксплуатации. Танкисты называли БТ-7 "Бетка" или "Бетушка".
Последней серийной моделью танка БТ стал БТ-7М. Опыт боев в Испании (в которых участвовали танки БТ-5) показал необходимость иметь на вооружении более совершенный танк, и весной 1938 года АБТУ приступило к разработке преемника БТ - скоростного колесно-гусеничного танка, имеющего подобное вооружение, но лучше защищенного и более пожаробезопасного. В результате появился прототип А-20, а затем А-30 (несмотря на то, что военные были против этой машины). Однако эти машины скорее были не продолжением линии БТ, а началом линии Т-34.
Параллельно с выпуском и модернизацией танков БТ на ХПЗ приступили к созданию мощного танкового дизеля, который в будущем должен был заменить ненадежный, капризный и пожароопасный карбюраторный двигатель М-5 (М-17). Еще в 1931-1932 годах КБ НАМИ/НАТИ в Москве, возглавляемое профессором А.К.Дьячковым, разработало проект дизеля Д-300 (12-цилиндрового, V-образного, мощностью 300 л.с.), специально предназначенного для установки на танки. Однако только в 1935 году на Кировском Заводе в Ленинграде построили первый прототип этого дизеля. Его установили на БТ-5 и провели испытания. Результаты оказались неутешительными, поскольку мощность дизеля была явно недостаточной.
На ХПЗ конструированием танковых дизелей занимался 400-й отдел, возглавляемый К.Чепланом. 400-й отдел сотрудничал с кафедрой двигателей ВАММ и ЦИАМ (Центральный Институт Авиамоторов). В 1933 году появился дизель БД-2 (12-цилиндровый, V-образный, развивающий 400 л.с. при 1700 об/мин, расход топлива 180-190 г/л.с./ч). В ноябре 1935 года дизель установили на БТ-5 и провели испытания.
В марте 1936 года дизельный танк продемонстрировали высшим партийным, правительственным и военным работникам4. БД-2 требовал дальнейшей доводки. Несмотря на это, он уже в 1937 году был принят на вооружение, под названием В-2. В это время шла реорганизация 400-го отдела, закончившаяся появлением в январе 1939 года Харьковского Дизелестроительного Завода (ХДЗ), известного также под названием Завода №75. Именно ХДЗ и стал главным производителем дизелей В-2.
С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну.
Танк БТ-7. Боевое применение
На июнь 1941 года БТ-7 (особенно модели 1937 года и более позднии) были хорошими танками. Из трёх основных оценочных параметров - вооружение, маневренность, броневая защита — он уступал только в последнем (и то не во всём). Факты боевого применения БТ-7 дают основания утверждать, что при грамотной тактике и хорошей подготовке экипажа он мог успешно противсотоять немецким танкам всех типов в начале войны.
В боевых действиях против гитлеровского вермахта использовались до 1944 года. В 1945 году "бэтэшки" участвовали в боях с японскими войсками в Маньчжурии.Боевое крещение БТ-7 получил на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад. Причём последняя совершила 500км-й марш к месту боевых действий на колёсах. В целом танки получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокий уровень подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащённость средствами связи. Все эти недостатки подтвердились в польской кампании в сентябре 1939 года и войне с Финляндией. С другой стороны, танк не имел себе равных в маневренности. Танк стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, посколько в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск.
Боевая обстановка Великой Отечественной войны диктовала для слабобронированного БТ-7 соответствующую тактику действий — ведение огневого боя из засад, с использованием естественных и искуственных укрытий, что увеличивало «живучесть» танка и позволяло подпустить вражеский танк на дистанцию, когда от 45-мм снаряда не спасала бы уже 30-мм броня. Высоким потерям танков способствовал устав танковых частей, по которому и в наступлении и в обороне стрельба с места допускалась крайне редко (поэтому к тактике танковых засад перешли только осенью 1941 года, когда было потеряно около 85 % танков).
Ещё одним фактором была недостаточная подготовка экипажей. Это усугублялось тем, что в конструкцию танка вносили изменения, упрощающие производство, но ухудшающие эксплуатацию. Например ввели вместо 4-х скоростной 3-х скоростную коробку передач, в связи с чем танк потерял в маневренности, а из-за неудачной конструкции переключать передачу получалось только у опытного водителя, в большинстве же случаев приходилось останавливать танк. Парк одних БТ-7 в июне 1941 года количественно превосходил весь танковый парк вермахта. СССР наращивала выпуск машин, когда Германия повышала уровень подготовки экипажей.
Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунтской армии в августе 1945 года. Например в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган (было около 211 БТ-7). Заключенным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.
Танки БТ-7. Тактико-технические характеристики.
|
БТ-7 (1935 г.)
|
БТ-7 (1937г.)
|
БТ-7М
|
БТ-7А
|
Боевая масса, т |
13
|
13.8
|
14,65
|
13,5
|
Экипаж, чел. |
3
|
3
|
3
|
3
|
Длина корпуса, мм |
5645
|
5660
|
5660
|
5660
|
Ширина, мм |
2230
|
2230
|
2290
|
2230
|
Высота, мм |
2375
|
2417
|
2447
|
2700
|
Клиренс, мм |
390
|
390
|
390
|
390
|
Вооружение
|
Пушка |
45-мм 20к обр. 34 г.
|
45-мм 20к Обр. 34 г.
|
45-мм 20к Обр. 38 г.
|
76-мм КТ-28
|
Пулемет |
1 (2) х 7,62-мм ДТ
|
2 (3)х 7,62-мм ДТ
|
2(3)х7,62-мм ДТ
|
2 (3)х 7,62-мм ДТ
|
Боекомплект (с (рациеи/без рации):
|
снарядов |
132/172
|
146/188
|
146/188
|
40/50
|
патронов |
1953/2394
|
2394
|
1827/2331
|
2016/339
|
Бронирование, мм:
|
лоб корпуса |
13
|
22
|
22
|
20
|
борт корпуса |
13
|
13
|
13
|
13
|
корма |
13
|
13
|
13
|
13
|
лоб башни |
15
|
15
|
15
|
15
|
борт башни |
15
|
15
|
15
|
5
|
корма башни |
15
|
15
|
15
|
15
|
Двигатель |
М-17Т
|
М-17Т
|
В-2
|
М-17Т
|
Мощность, л.с. |
400
|
400
|
500
|
400
|
Максимальная скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч: |
52/72
|
52/72
|
62/86
|
52/72
|
Запас хода по шоссе на гусеницах/ колесах, км |
220/450
|
375/500
|
630/1250
|
250/500
|
Основные модификации танка БТ
Танки серии БТ послужили основой для разработки большой гаммы опытных машин по отработке установки различных видов вооружений, включая пушечное, ракетное и химическое, бронетранспортеров; командирских машин и многих других. За время производства легких колесно-гусеничных танков БТ было выпущено более 50 типов машин различного назначения, из них 12 модификаций находились в серийном производстве, которое было начато выпуском танка БТ-2. В ходе дальнейшей модернизации в конструкцию танка были внесены значительные изменения и усовершенствования, повысившие его тактико-технические характеристики.
- БТ-2 — с пушечно-пулеметным вооружением (1932—1933 гг.). Вооружение: 37-мм пушка Б-3 и пулемет ДТ. Выпущено 208 машин;
- БТ-2 — с пулеметным вооружением (1933 г.). Вооружение: спаренная пулеметная установка ДА-2 пулеметов ДТ (некоторые модификации имели третий пулемет. установленный в отдельной шаровой установке), выпущено 412 машин;
- БТ-5—линейный танк (1933—1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ, выпущена 1621 машина;
- БТ-5РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З (1933—1934 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и пулемет ДТ, выпущено 263 машины
- БТ-7—линейный танк (1935—1939 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 — 1934 гг. и 1 (2) пулемета ДТ (с 1937 года выпускалась модификация с конической башней), выпущено 2596 машин;
- БТ-7РТ — танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З (1934—1940 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932—1934 гг. и пулемет ДТ (с 1938 года выпускалась модификация с конической башней), выпущено 2017 машин; БТ-7А — артиллерийский танк (1934, 1936—1937 гг.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 3(2) пулемета ДТ (выпускалась модификация танка с радиостанцией 71-ТК-1), выпущено 156 машин;
- СБТ — саперный танк-мостоукпадчик (1935—1936 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин;
- ХБТ-2 (БХМ-2) — химический (огнеметный) танк (1936 г.) Вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка КС-23, выпущено 3 машины;
- БТ-5 (БХМ, БХМ-2) — химический (огнеметный) танк (1936 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка обр. 1932 г. пулемет ДТ и огнеметная установка или съемный дымовой прибор ТДП, выпущено 10 огнеметных танков и 3 танка для постановки дымовых завес;
- ХБТ-7 (ХБТ-Ш) — химический (огнеметный) танк (1936—1937 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 г., пулемет ДТ и огнеметная установка КС-40 или съемный дымовой прибор КС-41, выпущен опытный образец;
- БТ-ИС — танк с измененной формой корпуса и шестью ведущими колесами колесного хода (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932—1934 гг. и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин;
- БТ-5/В-2 — модернизированный танк (1939 г.). Линейный танк БТ-5, оснащенный дизельным двигателем В-2, выпущено 5 машин;
- БТ-7М — танк с дизельным двигателем В-2 (1938—1940 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934— 1938 гг. и 3(2) пулемета ДТ (выпускалась модификация танка с радиостанцией 71-ТК-З), выпущено 788 машин;
- БТ-20 (А-20) — танк с измененной формой корпуса и башни, с тремя парами ведущих колес колесного хода (1939 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка и 2 пулемета ДТ, выпущен один образец. Опытный колесно-гусеничный танк А-20 применялся в 1941 г в боевых действиях под Москвой.
- ОТ-1 — химический (огнеметный) танк (1940—1941 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1934—1938 гг., огнеметная установка КС-63 и 2 пулемета ДТ, выпущен опытный образец;
- БТ-СВ-2 (БТ-СВ) — танк с измененной формой корпуса и башни (1937 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932—1934 гг. и пулемет ДТ, выпущено 2 опытных образца;
- БТ-ТТ — телемеханическая группа танков БТ (1939—1941 гг.). Состав: телетанк, вооруженный огнеметной установкой КС-60 и 7,62-мм пулеметом Силина; танк управления, вооруженный 45-мм танковой пушкой образца 1934—1938 гг. и пулеметом ДТ, выпущена опытная группа машин.
|