САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА М7 "ПРИСТ"105-мм самоходная гаубица M7 -
Планы установки 105-мм гаубицы на шасси МЗ с целью получить самоходную артиллерийскую установку появились еще в июне 1941 г., сразу после того, как МЗ пошел в производство. Разработали два прототипа, обозначенные Т32, на шасси среднего танка МЗ, но с открытой сверху рубкой. В рубке установили 105-мм гаубицу М1А2 с доработанной люлькой. Орудие сдвинули к правому борту. Испытания машины прошли успешно, и в феврале 1942 г. САУ приняли на вооружение под обозначением самоходная гаубица М7. Изменения (сделанные еще на Т32) в серийных машинах включали модифицированный лобовой щит и круглую башенку с турелью. «Америкэн Локомотив» начала производство в апреле и в 1942 г. построила 2028 машин. Последние из них комплектовались тележками ходовой части по типу М4 с отнесенными назад поддерживающими роликами, остальные имели ходовую часть и другие элементы шасси по типу танка МЗ. На некоторых САУ последних партий носовую деталь корпуса, собиравшуюся на болтах из трех деталей, заменили литой. Тем временем М4 сменил МЗ в производстве, и в сентябре 1943 г. продолжили выпуск М7 на шасси М4АЗ. Эта машина, обозначенная М7В1, отличалась от М7 откидными бортовыми листами рубки для лучшей защиты возимого боекомплекта, цельной литой носовой деталью корпуса и тележками ходовой части с отнесенными назад поддерживающими роликами. «Прессд Сгил Корпорэйшн» с марта 1944-го по февраль 1945 г. построила 826 машин, после чего «Федерал Мэшин энд Уэлдер» до конца войны выпустила еще 127 М7 и М7В1. После принятия в январе 1945 г. на вооружение самоходной гаубицы М37 на шасси М24 М7 и М7В1 перевели в машины «замещающего стандарта», постепенно замененные САУ М37, САУ М7 и М7В1, ставшими стандартным вооружением. В марте 1942 г. Британская танковая комиссия в США ознакомилась с прототипом самоходной артиллерийской установки М7 и заказала 2500 машин дли своей армии к концу 1942 г. с дальнейшим заказом 3000 с поставкой в 1943 г. Однако потребности англичан не могли быть удовлетворены полностью, поскольку машины прежде всего требовались США. Однако с учетом тяжелого положения 8-й Армии в Западной пустыне в сентябре 1942 г. 90 М7, ранее предназначенных для Армии США, отправили в Великобританию. Они прибыли вовремя и сыграли важную роль в сражении под Эль-Аламейн, в следующие месяцы США прислали еще 700 машин. Они оставались в составе 8-й Армии и входе Итальянской кампании. На британской службе М7 получила обозначение 105-мм самоходная установка «Прист» («священник»). САУ «Прист» находилась также на вооружении некоторых артиллерийских батальонов британских БТД во время высадки в Нормандии, однако уже через несколько дней после этого события их заменили на САУ «Секстон» — частично из-за стремления унифицировать боекомплекты 21-й Армейской группы, частично из-за необходимости увеличения боекомплекта 105-мм гаубиц в составе американских войск. На основе «Приста» британцы сделали следующие спецмашины.
Тактико-технические характеристики
|